Основные направления деятельности

1. Обеспечение равных условий конкуренции (доступ к государственным базам данных, ведение счетов предприятий ГОЗ, потребительские кредиты и займы).
2. Предотвращение необоснованного увеличения административной нагрузки на кредитные организации.
3. Снижение нагрузки на капитал и требований к формированию резервов (Комитет по налогообложению, учету, отчетности и аудиту):

  • Изменение порядка учета резервов на неполученные проценты (изменение ст.266 НК РФ).
  • Сохранение страховых комиссий в капитале (изменения в 395-П).

4. Расширение доступа банков к электронным государственным сервисам (РГ по электронным государственным сервисам):

  • беспечение доступа банков к информации ПФР о пенсионных начислениях ФЛ для проверки кредитоспособности заемщиков (реализация 2 этапа Пилотного проекта – предоставление возможности банку инициировать запрос из ЛК клиента):
    • вывод в СМЭВ для ФО нового сервиса ПФР по предоставлению электронной выписки из ИЛС с сокращенным сроком ввода данных (апрель 2016) (реализовано);
    • нормативное урегулирование возможности заверения ПЭП (в форме sms–сообщения) согласия на предоставление результатов полученных ФЛ госуслуг из ЕПГУ;
    • вывод в СМЭВ сервиса ПФР по выбору кредитной организации для получения пенсии (сентябрь 2016);
    • вывод в СМЭВ для ФО сервиса ПФР по получению СНИЛС на основании данных о ФИО, дате рождения и/или номере документа, удостоверяющего личность;
    • включение СНИЛС в состав данных, вносимых в общегражданский паспорт ФЛ (совместно с ПФР);
    • реализация возможности получения срочного (длящегося) согласия ФЛ на заказ и получение результатов госуслуги по предоставлению электронной выписки из ИЛС («тикеты»).
  • Обеспечение доступа банков к информации ФНС о доходах ФЛ для проверки кредитоспособности заемщиков (Пилотный проект по ФНС по предоставлению в электронной форме информации из формы 2-НДФЛ).
  • Вывод вспомогательных программных элементов (виджетов) госуслуг на интернет-порталы ФО (Пилотный проект по виджетам).
  • Обеспечение подключения ФО к СМЭВ 3.0.
  • Повышение актуальности данных сервиса ФМС России по проверке действительности паспортов.
  • Содействие разработке и выводу в СМЭВ сервиса ФНС России по информированию о приостановлении операций клиентов.
  • Содействие разработке и выводу в СМЭВ сервиса ФССП России по статусу действующих исполнительных производств, а также иных сервисов на основе приоритетов, определенных участниками рынка.
  • Обеспечение взаимодействия финансовых организаций с ГИС ЖКХ (Пилот по ГИС ЖКХ) (ПГ по ГИС ЖКХ РГ ЭГС).
  • Содействие разработке и выводу в СМЭВ сервиса ФНП по статусу реестра уведомлений о возникновении обеспечительных мер в единой информационной системе нотариата.
  • Организация стратегического партнерства с Ростелекомом по сервисам СМЭВ для ФО.
  • Участие в разработке Системного проекта Минкомсвязи России «Развитие электронного правительства».

5. Разработка нормативной базы для введения и использования кредитными организациями базы электронных ПТС, реализация Пилотного проекта по подключению к системам электронных ПТС (РГ по ЭлПТС).
6. Обеспечение нераспространения на кредитные организации дистанционной фискализации (online ККТ).
7. Потребительское кредитование (Комитет по потребительскому кредитованию):

  • Подготовка поправок к Закону о потребкредите (ограничение доли крупнейших кредиторов при расчете ПСК по категориям ПК; сокращение периодичности пересчета среднерыночного ПСК; выделение категории ПК, выдаваемых зарплатным клиентам; унификация ПСК для всех кредиторов).
  • Обобщение и корректировка административной практики Роспотребнадзора по жалобам потребителей при потребительском кредитовании.

8. ПОД/ФТ (Экспертные группы по ПОД/ФТ при КБФР СФ и КОФР ГД):

  • Урегулирование вопросов, связанных с осуществлением упрощенной идентификации:
    • тестирование сервиса ФНС России и ФФОМС для упрощенной идентификации в СМЭВ 3.0;
    • обеспечение синхронного функционирования сервиса ФМС России по упрощенной идентификации;
    • обеспечение применимости упрощенной идентификации с использованием ЕСИА к онлайновым и оффлайновым клиентам;
    • установление обязанности предоставить клиенту только один из способов упрощенной идентификации.
  • Формирование практики применения Положения Банка России № 499-П. 
  • Расширение сферы применения упрощенной, делегированной и дистанционной идентификации (реализация разд.IV Межведомственной Дорожной карты «Развитие электронного взаимодействия на финансовом рынке»).
  • Создание Единого реестра идентификационных данных (ЕРИД) на базе ЕСИА как информационной системы для проведения дистанционной полной идентификации клиента.
  • Урегулирование порядка проведении дистанционной идентификации клиента путем проверки идентификационных данных клиента по нескольким официальным и/или коммерческим (БКИ, операторы связи) источникам.
  • Закрепление института аутентификации на основании ранее полученных идентификаторов (непроведение повторной идентификации, в том числе с полаганием на идентификацию любой организации, являющейся субъектом закона № 115-ФЗ, при использовании банковских карт иных банков).
  • Сокращение числа и увеличение лимитов операций обязательного контроля.
  • Расширение возможности делегирования идентификации в банковских группах и холдингах. 
  • Урегулирование возможности дистанционного открытия банковских счетов организациями и ИП в любом банке.
  • Нормативно приравнять сеанс видеоаудиосвязи к личному присутствию в целях идентификации.
  • Разработка типологий сомнительных операций и совершенствование системы их выявления финансовыми организациями.

9. Особенности осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами (Экспертные группы по ПОД/ФТ при КБФР СФ и КОФР ГД):

  • Подзаконное нормативное урегулирование порядка работы банков по FATCA. 
  • Подготовка изменений в Закон № 173-ФЗ. 
  • Обобщение практики и выработка рекомендаций по применению Постановления Правительства № 1267.

10. Совершенствование процедур взыскания задолженности:

  • Участие в разработке законодательной модели регулирования деятельности по взысканию задолженности (коллекторской деятельности).
  • Усиление контроля со стороны ЦБ за исполнительными листами, предъявляемыми к КО, путем обязательного предварительного информирования должника при взыскании на сумму свыше 100 тыс. руб. и осуществления взыскания не ранее чем через 7 дней.
  • Расширение способов обеспечения уплаты задолженности (приостановление права пользования транспортным средством для должника).
  • Обобщение и корректировка административной практики ФССП России по взысканию задолженности в пользу финансовых организаций. 
  • Нормативное урегулирование взыскания задолженности за счет остатка аванса за оказание услуг связи.

11. Усиление надзора за соблюдением операторами связи законодательства о ПОД/ФТ, в том числе при выдаче и замене sim-карт (Комитет по информационной безопасности, Экспертный совет по технологическим инновациям на финансовом рынке):

  • Нормативное урегулирование и содействие созданию Единой информационной системы для автоматизированной проверки ФО принадлежности модуля подвижной радиотелефонной связи конкретному лицу в целях противодействия незаконным операциям, обеспечения адресности коллекторских действий и проведения упрощенной идентификации.
  • Нормативное урегулирование и содействие созданию Единой информационной системы по получению ФО информации от операторов подвижной радиотелефонной связи о значимых действиях по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.
  • Разработка и реализация мер по ограничению неконтролируемой передачи sim-карт третьим лицам для совершения финансовых операций. 

12. Борьба с мошенничеством в банковской сфере (Комитет по информационной безопасности):

  • Принятие законопроекта по приостановлению и возврату переводов денежных средств, осуществленных без согласия плательщика (фрод-мониторинг).
  • Разработка Рекомендации в области стандартизации Банка России «Противодействие осуществлению несанкционированных операций по банковским счетам (АНТИФРОД)».
  • Содействие работе Центра оперативного реагирования на угрозы информационной безопасности Банка России (FinCERT). 
  • Совершенствование системы противодействия мошенническим списаниям с корсчетов банков в системе Банка России и БЭСП (усиление защиты АРМ КБР, обеспечение оперативного информирования FinCERTом КО о несанкционированных списаниях, обеспечение соблюдения KO договоров с FinCERT).
  • Обобщение вопросов кредитных организаций по Положению Банка России № 382-П и подготовка изменений в него.

13. Платежи (Комитет по развитию платежных систем):

  • Нормативное обеспечение обязательности приема безналичных платежей при расчетах в Интернете.
  • Совершенствование правового режима банковских платежных агентов: расширение их функционала, уточнение режима специальных счетов, расширение механизмов банковского контроля, проработка вопроса об их уведомительной регистрации в Банке России (РГ по совершенствованию регулирования деятельности банковских платежных агентов).
  • Проработка модели электронного инвойсинга.
  • Введение Национального идентификационного кода (НИК) на базе СНИЛС/ИНН.

14. Совершенствование законодательства о персональных данных (Комитет по информационной безопасности):

  • Разработка матрицы персональных данных (КС РКН).
  • Корректировка Закона № 152-ФЗ в части возникающих практических проблем в деятельности финансовых организаций.
  • Обобщение и корректировка административной практики Роскомнадзора и органов Прокуратуры по жалобам потребителей.
  • Урегулирование порядка обработки массивов открытых данных.

15. Совершенствование законодательства об электронной подписи и электронном документообороте (реализация Межведомственной Дорожной карты «Развитие электронного взаимодействия на финансовом рынке») (Комитет по информационной безопасности):

  • Рекомендации по использованию простой электронной подписи на финансовом рынке.
  • Расширение использование электронных документов в практике финансовых организаций.
  • Совершенствование системы электронного хранения документов.

16. Банкострахование:

  • Нормативное введение разумного «периода охлаждения» по договорам добровольного страхования в сочетании с изменением административной практики по жалобам на навязывание дополнительных услуг при кредитовании.
  • Корректировка практики теруправлений ФАС России по предъявлению требований об одностороннем расторжении навязанных договоров.
  • Корректировка практики теруправлений ФАС России по признанию индивидуальных сообщений – оферт рекламными.

17. Совершенствование законодательства по противодействию незаконному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (Экспертные группы по ПОД/ФТ при КБФР СФ и КОФР ГД).

18. Формирование правового механизма противодействия оформлению и выявления фальсифицированных банковских гарантий (РГ по совершенствованию системы учета банковских гарантий). 

19. Оптимизация законодательной модели регулирования деятельности финансового уполномоченного (омбудсмена).