22.09.2020 Состоялось очередное заседание Рабочей подгруппы по санкционному комплаенс при Экспертной группе по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску.

A A= A+

В заседании, которое проводилось в дистанционном формате, приняли активное участие Директор Департамента контроля за внешними ограничениями Минфина России Дмитрий Тимофеев, представители Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, а также более 80 представителей участников финансового рынка.

Заседание было посвящено обсуждению проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц».

Вел заседание Председатель Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску, Заместитель руководителя НСФР Александр Наумов.

Во вступительном слове Председатель НСФР Андрей Емелин отметил, что Законопроект подготовлен в целях создания правового механизма реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц.

При реализации Постановления от 1.11.2018 № 1300 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 22 октября 2018 года № 592» (далее – Постановление № 1300) остался нерешенным ряд значимых вопросов, связанных, в том числе:

  • с отсутствием нормативно закрепленного детального описания механизмов практического применения Мер в целях исполнения Указа Президента РФ от 22.10.2018 № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц РФ» (далее – Указ № 592) и Постановления № 1300, поскольку им не конкретизируется, что именно понимается под терминами «блокирование (замораживание)» и «запрет»;
  • с определением федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит разъяснение положений Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов, включая Указ № 592 и Постановление № 1300, и разъяснению их положений субъектам исполнения;
  • с отсутствием нормативно закрепленного механизма направления отчетности по практическому исполнению Мер в целях исполнения Указа № 592 и Постановления № 1300.

В настоящее время, специальные экономические меры действуют в отношении 567 физических и 75 юридических лиц, перечисленных в приложениях к Постановлению № 1300, а также в отношении контролируемых ими организаций.

С учетом предварительно собранных вопросов финансовых организаций Александр Наумов в установочном докладе по теме заседания отметил, что организации, на которые возложено исполнение Федерального закона № 281-ФЗ в части замораживания (блокирования) средств лиц, на которых распространяются специальные экономические меры, ожидают от Законопроекта уточнения:

  • механизма замораживания и механизма отмены мер по замораживанию;
  • уточнению уполномоченных государственных органов, которые должны получать уведомления по факту замораживания средств и быть наделены правом разъяснения норм применения законодательства о специальных экономических мерах;
  • необходимости установления «социальной нормы» для совершения операций с замороженными средствами;
  • создание механизма разрешений (лицензий), за которыми финансовые организации и лица, владеющие организациями, на которые распространяются экономические ограничения вправе обращаться для получения разрешений на совершение операций с замороженными средствами, если это требуется для выхода из капитала таких организаций или совершения операций в интересах экономики Российской Федерации.

Особого уточнения требует также механизмы применения каскадирования экономических ограничений на подконтрольных лиц, а также уточнения уровня подконтрольности, таким образом, чтобы ограничения на затрагивали компании, которые фактически не подконтрольны (имеют незначительную долю владения не позволяющую влиять на бизнес компании) лицам, на которых распространяются ограничения.

Директор Департамента контроля за внешними ограничениями Минфина России Дмитрий Тимофеев в рамках своего выступления подробно рассказал о предпосылках разработки Законопроекта, его структуре, а также целях, преследуемых указанным Законопроектом.

Кроме того, были освещены такие вопросы, как:

  • требования, касающиеся специальных экономических мер;
  • процедуры блокировки;
  • меры ответственности за нарушение порядка применения специальных экономических мер;
  • порядок, состав и формат информации о применении специальных экономических мер для поднадзорных банку России и иных организаций.

Представители Банка России отметили, что порядок, состав и формат представления в Банк России информации о реализации в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества блокируемых лиц будет определен регулятором после принятия Законопроекта.

Руководитель направления «Санкционные риски» проекта X Compliance «АО Интерфакс» Александра Розина в своем выступлении осветила ряд аспектов мировой практики санкционного комплаенс. В частности обсуждались:

  • наиболее значимые санкционные и негативные списки;
  • статистика обновления санкционных и негативных списков по разным юрисдикциям и другие вопросы.

Особое внимание было уделено вопросу международной практики при оценке владения и контроля лиц, которые могут быть связаны с санкционными лицами. Так, в соответствии с такими санкционными списками, как OFAC, SECO, UN Sanctions и рядом других, процент владения для распространения ограничительных мер («порог подконтрольности») установлен в размере 50%. Законопроектом, в свою очередь, предлагается порог в 25%.

Александра Розина обратила внимание на то, что установления порога «подконтрольности» до уровня 25% приведет к попаданию в санкционные списки значительного количества небольших компаний с выручкой до 10 000 млн. рублей. Также изменение приведет к значительному увеличению нагрузки кредитных организаций в части выявления таких компаний.

Артем Жаворонков («Борениус Атторнейс Раша Лтд 2020») отметил, что в мировой практике порог «подконтрольности» применяется от 50% и снижение этого порога для целей применения экономических ограничений может привести к негативным последствиям включения в санкционные списки тех лиц, которые не должны являться целью Законопроекта. Он также указал на риск ответного снижения порога для российских лиц со стороны иностранных юрисдикций.

Участники заседания обсудили практические вопросы применения законопроекта.

Итоги обсуждения будут учтены при подготовке НСФР заключения на Законопроект.