1. В целях обеспечения оперативной экспертной проработки вопросов банковского регулирования в интересах участников рынка, организации системного и скоординированного взаимодействия с Банком России и профильными ведомствами, группой крупных банков в 2013 году создано
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»
2. В рамках НСФР функционирует система оперативных юридических сервисов для участников Партнерства:
1) ежедневный Обзор основных новостей правового регулирования финансового рынка;
2) еженедельный Отчет о деятельности НСФР;
3) еженедельный бюллетень Главное за неделю в правовом регулировании финансового рынка;
4) ежемесячный Мониторинг проектов нормативных актов в сфере регулирования финансового рынка;
5) регулярный Бюллетень новостей Рабочей группы по электронным государственным сервисам;
6) регулярный Бюллетень новостей Экспертной группы по ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
7) регулярный Бюллетень информации по реализации FATCA и CRS (вышло более 130 выпусков);
8) Своды часто задаваемых вопросов (FAQ) по Федеральным законам № 115-ФЗ (ПОД/ФТ), по Постановлению Правительства РФ № 693 (обмен финансовой информацией), а также ключевым подзаконным нормативным актам – Указание Банка России № 5861-У (ФЭС), № 4662-У (деловая репцтация);
9) Информационный бюллетень НСФР по актуальным вопросам развития финансового рынка (вышло более 200 выпусков);
10) ежемесячный Правовой вестник НСФР по актуальным вопросам правового регулирования финансового рынка, включая оценку последствий регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов и обзор тенденций в судебной практике;
11) Бюллетень судебной практики применения финансового законодательства
12) предоставление юридических консультаций по вопросам правоприменения и развития бизнеса на финансовом рынке;
13) проведение рабочих встреч с представителями Банка России и профильных министерств по актуальным проблемам банковской деятельности.
В целях оказания содействия в максимально эффективном исполнении службам внутреннего контроля организаций – членов НСФР функций по мониторингу регуляторного риска, а также информированию служащих кредитной организации по вопросам, связанным с управлением регуляторным риском (в соответствии с Положением Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»), в Правовой вестник НСФР включается информация о том, на какие структурные подразделения и/или бизнес-процессы кредитной организации оказывают регулирующее воздействие проекты нормативных правовых актов, включенные в соответствующий выпуск Вестника или Обзора.
НСФР совместно с Минкомсвязью России, ПФР, Минфином России и Банком России успешно завершил реализацию для заинтересованных членов Пилотного проекта по взаимодействию с Пенсионным фондом России в целях предоставления кредитным организациям возможности получения электронных справок о состоянии пенсионных накоплений заемщиков с использованием СМЭВ.
В результате реализации Проекта банки получили возможность существенно снизить риски при кредитовании физических лиц за счет повышения достоверности и оперативности получения из ПФР информации о пенсионных начислениях физических лиц (выписка из индивидуального лицевого счета по форме СЗИ-6), заверенной электронной подписью ПФР.
Оказанием консультационной поддержки участникам Пилотного проекта, а также расширением доступа банков к информации различных государственных органов занимается Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам, включающий представителей Минцифры России, Банка России, Минфина России, кредитных организаций, страховых организаций, операторов сотовой связи, а также сервис-провайдеров.
Указанный Комитет НСФР продолжает расширять круг доступных для финансовых организаций электронных государственных сервисов, для чего активно реализуются следующие Пилотные проекты:
1. Пилотный проект по использованию систем видеоконференцсвязи для удостоверения личности клиента в связи с проведением его идентификации для целей открытия первого счета («видеоидентификация») в рамках «регулятивной песочницы» Банка России.
2. Пилотный проект по техническому тестированию Систем электронных паспортов транспортных средств и подключению к ним финансовых организаций в целях контроля принадлежности транспортных средств и наложенных на них обременений (совместно с Минпромторгом России и АО «Электронный паспорт»).
3. Пилотный проект по выдаче «облачных» электронных подписей (совместно с АО «ИнфоТеКС Интернет Траст»).
4. Пилотный проект по обеспечению автоматизированного информационного обмена между операторами связи и кредитными организациями в целях проверки принадлежности номеров мобильных телефонов и получения сведений о существенных фактах в рамках договоров на оказание услуг связи (совместно с Центральным научно-исследовательским институтом связи).
Реализованные проекты:
1) Пилотный проект по техническому тестированию механизма удаленной идентификации (Единой биометрической системы) (совместно с Банком России, Минкомсвязью России, Ростелекомом и РТЛабс).
2) Пилотный проект по предоставлению возможности получения финансовыми организациями данных ФНС России о доходах заемщиков (сведения из формы 2-НДФЛ) с использованием СМЭВ (первый этап реализован в октябре 2017 г., второй этап реализован в марте 2018 г.).
3) Пилотный проект по подключению финансовых организаций к СМЭВ 3.
4) Пилотный проект с Минкомсвязью России по выводу вспомогательных программных элементов госуслуг на интернет-порталы финансовых организаций (виджеты).
5) Пилотный проект по выводу в СМЭВ сервиса ФНС России по автоматизированной поверке факта приостановления операций по счетам юридических лиц.
6) Пилотный проект по предоставлению возможности получения финансовыми организациями данных ФНС России о доходах заемщиков (сведения из формы ПФР ИЛС-СЗИ) с использованием СМЭВ.
7) Пилотный проект по созданию электронной площадки («Маркетплейса») для дистанционного заключения договоров с физлицами (вклады, купля-продажа ОФЗ, кредиты) (совместно с Департаментом развития финансового рынка Банка России и платформой «Fins»).
Годовые отчеты НСФР: https://rosfinsovet.ru/o-nsfr/godovyye-otchety
Видеоверсия Годового отчета НСФР за 2022 год: https://disk.yandex.ru/i/OHzn6Tof9D1TZA.
Видеорепортаж с Годового Общего собрания НСФР: (01.12.2022): https://youtu.be/BtKIHB2KgZU.
Встреча с регуляторами ФинЦифра–2021: https://www.youtube.com/watch?v=usbxWijBQCY.
К 20-летию Закона № 115-ФЗ: диалог с регуляторами: https://youtu.be/DntAzFNH8dc.
Фильм «Юность Афины» о Молодежном финансовом клубе НСФР «Афина»: https://www.youtube.com/watch?list=PLvJR9G7c0HbZYgDJDnjMRY29h-b6Q6Cvv&v=D3RoF5LL-_U.
Финальная песня из Фильма «Юность Афины»: https://youtu.be/YzCzDdIKdh0.
Фильм «Санта–Клаус, финансы и все–все–все» о Финансовой сказке НСФР: https://www.youtube.com/watch?v=PIU-PL9d3E8&t=2s.
Финальная песня из Фильма «Санта–Клаус, финансы и все–все–все»: https://youtu.be/UyjSFYXklwo.
Видеоотчет о юбилейном Годовом общем собрании членов НСФР: https://youtu.be/AlW1vRMw2iU.
Регуляторы и коллеги поздравляют НСФР с 5-летним юбилеем: https://rosfinsovet.ru/o-nsfr/nsfr-5-let/people-about-nsfr.
3. Основные направления деятельности Партнерства:
1) формирование системы банковских сервисов с использованием государственных информационных систем, в том числе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единого портала государственных и муниципальныз услуг (ЕПГУ) (проверка доходов клиентов, проведение упрощенной и удаленной биометрической идентификации, проверка действительности паспортов, информация о приостановлении операций по счетам, информация о статусе исполнительного производства, проверка факта нахождения транспортного средства в залоге и т.д.);
2) развитие дистанционных каналов оказания финансовых услуг, экспертная оценка и продвижение новых технических, технологических и продуктовых решений на финансовом рынке;
3) совершенствование системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, внедрение международных стандартов комплаенс и противодействия коррупции, обеспечение рациональной реализации в России требований FATCA и CRS, формирование системы банковского комплаенс контроля;
4) совершенствование электронного документооборота финансовых организаций, расширение возможностей использования электронной подписи на различных носителях и электронных копий документов для дистанционного оказания услуг и осуществления идентификации клиентов;
5) совершенствование систем расчета резервов и нормативов;
6) совершенствование правового регулирования кредитования;
7) разработка стандартов информационной безопасности и развитие антифрод-систем;
8) совершенствование системы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации;
9) проведение экспертной оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и Банка России на стадии их разработки, выработка консолидированной позиции финансового сообщества и участие в доработке указанных проектов;
10) анализ практики рассмотрения различных категорий судебных и административных споров с участием финансовых организаций.
Решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности НСФР определен официальным соисполнителем Плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Специалисты НСФР приняли активное участие в разработке:
- Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»,
- Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»,
- Федерального закона от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»,
- Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»,
- Федерального закона от 30.11.2016 № 405-ФЗ «О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»,
- Федеральный закон от 05.12.2017 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статью 9-1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» в части ограничения доли крупнейшего кредитора и введения категории зарплатных клиентов при расчете ПСК,
- Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания механизма «реабилитации» клиентов, в отношении которых было принято решение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада),
- Федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания системы удаленной биометрической идентификации;
- Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
- Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств»;
- Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (создание системы кредитных каникул на период пандемии коронавирусной инфекции СOVID-19);
- Федерального закона от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»;
- Федерального закона от 21.12.2021 № 423-ФЗ, предусматривающего создание на базе Банка России централизованного информационного сервиса «Платформа знай своего клиента» (Платформа ЗСК)
- Федерального закона от 30.12.2021 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (создание механизма защиты социальных выплат от списания с банковского счёта в рамках исполнительного производства, а также в целях погашения задолженности по договорам потребительского кредита);
- Федерального закона от 30.12.2021 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»« (уточнение порядка идентификации и упрощённой идентификации клиентов);
- Федерального закона от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (усиление защиты персональных данных);
- Федерального закона от 14.07.2022 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (повышение лимитов операций обязательного контроля);
- Федерального закона 07.10.2022 № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федерального закона от 20.10.2022 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (корректировка системы кредитных каникул для мобилизованных и членов их семей) и др.
По предложению НСФР при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам создана Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска, в которой сосредоточена работа банков по совершенствованию законодательства о ПОД/ФТ (председатель группы – заместитель руководителя НСФР Александр Наумов).
Председатель НСФР возглавляет Рабочую группу по упрощенной идентификации (с ноября 2015 г.) и Рабочую группу по рискам (с мая 2017 г.) Консультативного совета Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ при Росфинмониторинге.
Председатель НСФР также входит в состав Экспертного совета участников финансового рынка по оценке инновационных финансовых сервисов и (или) технологий («Регулятивной песочницы» Банка России) (с мая 2018 г.).
Специалистами НСФР совместно с представителями банков были подготовлены Разъяснения по вопросам применения Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (были приняты Юридическим департаментом Банка России за основу при разработке Информационных писем Банка России), а также Рекомендации по исполнению требований Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…».
В настоящее время НСФР инициативно с участием заинтересованных банков и иных финансовых организаций реализует следующие юридические проекты:
- совершенствование регулирования и практическая реализация процедур полной дистанционной биометрической идентификации, а также идентификации с использованием сеанса видеосвязи для целей ПОД/ФТ,
- подготовка разъяснений и изменений в Закон о потребкредите № 353-ФЗ и Законе о взыскании просроченной задолженности № 230-ФЗ,
- методическое обеспечение исполнения требований Закона FATCA и формирование системы CRS,
- предотвращение незаконных переводов денежных средств (расширение полномочий банков по приостановлению и возврату оспоренных транзакций; криминализация деяний, направленных на получение незаконного доступа с денежным средства и реквизитам электронных средств платежа) и др.
НСФР совместно с АО «Интерфакс» оказывает содействие финансовым организациям в обеспечении взаимодействия с Единым федеральным реестром юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс), частью которого является Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), функционирующий в рамках Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ и Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ в части внесудебного банкротства граждан.
4. Основные формы работы Партнерства:
1) подготовка предложений по совершенствованию нормативных актов, организация экспертизы предложений Банка России и профильных ведомств;
2) выработка согласованной позиции заинтересованных банков и крупнейших банковских объединений по вопросам регулирования банковской деятельности;
3) предоставление сервисов по анализу юридических рисков в сфере законодательства и судебной практики;
4) организация оперативных юридических консультаций для банков – членов;
5) регулярное взаимодействие с представителями Банка России и профильных ведомств;
6) реализация системно значимых инфраструктурных проектов (обеспечение получения сведений из госорганов через СМЭВ, единая база идентификационных данных, система фрод-мониторинга, электронный инвойсинг);
7) разработка стандартов и рекомендаций в сфере правоприменения;
8) проведение обучающих семинаров и повышение квалификации специалистов.
5. Рабочие органы НСФР:
1) Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (председатель – Наумов А.Е.), включающая подгруппы:
ПГ-1 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
ПГ-2 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием неправомерным бизнес практикам на финансовом рынке и предотвращением конфликта интересов (Федеральный закон №224-ФЗ);
ПГ-3 по экспертизе инициатив, связанных с развитием функции комплаенс и внутреннего контроля;
ПГ-4 по экспертизе инициатив, связанных с применением норм международного права и экстерриториального права иностранных юрисдикций к российским финансовым организациям;
ПГ-5 по типологиям сомнительных операций;
ПГ-6 по тестированию критериев ПНИИИиМР (критерии автоматического детектирования;
ПГ-7 по методологическому обеспечению ПОД/ФТ (методички);
ПГ-8 по вопросам внутреннего контроля в страховых организациях;
ПГ-9 по санкционному комплаенс;
ПГ-10 по разработке предложений по Глобальной концепции построения комплаенс-контроля в финансовых организациях;
ПГ-11 по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей.
2) Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам (совместно с Банком России, Минцифры России и Минфином России) (руководитель – Зимин И., АО «Тинькофф Банк»):
- Пилотные проекты НСФР;
- виды сведений СМЭВ и сервисы ФОИВ;
- Цифровой профиль гражданина и юридического лица;
- электронный документооборот и электронное хранение документов;
- Единая биометрическая система и коммерческие системы биометрической идентификации;
- использование сервисов операторов связи (электронная подпись на sim-картах, USSD, геолокация) для осуществления идентификации и аутентификации клиентов финансовых организаций;
- Единая информационная система проверки сведений об абонентах операторов связи.
3) Комитет по вопросам регулирования потребительского кредитования (председатель – Орешкин Ю., ОТП Банк);
4) Комитет по рискам (председатель – Борисов М.Г., КБ «Ренессанс Кредит»);
5) Комитет по развитию платежных систем (председатель – Стремоусов А., Тинькофф Банк);
5.1) РГ по законодательству о национальной платежной системе (руководитель – Юсупова А., Банк Союз);
6) РГ по регулированию банковской тайны (руководитель – Селезнев С.В, ФК «Открытие»).
7) РГ по персональным данным.
8) РГ по банковским группам и банковским холдингам.
9) РГ по электронным паспортам транспортных средств.
6. Для продвижения инициатив Партнерства используются все основные консультативные и экспертные органы, в которых представлены сотрудники Партнерства:
- Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации;
- Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
- Экспертный совет по денежно-кредитной политике и правовому регулированию финансового рынка при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку;
- Тематические рабочие группы по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
- Межведомственная рабочая группа по преодолению правовых барьеров на пути развития электронного взаимодействия на финансовом рынке (при Банке России);
- Консультативный совет при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ (при Росфинмониторинге);
- Временная рабочая группа по рискам (КС МВК при Росфинмониторинге);
- Временная рабочая группа по вопросам упрощенной идентификации (КС МВК при Росфинмониторинге);
- Экспертный совет Банка России по существенным рыночным отклонениям (при Департаменте противодействия недобросовестным практикам Банка России);
- Экспертный совет Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров;
- Экспертный совет по финансовой грамотности при Банке России;
- Рабочая группа Банка России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения;
- Рабочая группа Банка России по поведенческому надзору,
- Экспертный совет по вопросам совершенствования правового регулирования в области использования электронной подписи (при Минкомсвязи);
- Консультативный совет при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре);
- Рабочая группа ФАС России по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг.