Основные направления деятельности

Информация о деятельности Некоммерческого партнерства
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

1. В целях обеспечения оперативной экспертной проработки вопросов банковского регулирования в интересах участников рынка, организации системного и скоординированного взаимодействия с Банком России и профильными ведомствами, группой крупных банков в 2013 году создано 
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

2. В рамках НСФР функционирует система оперативных юридических сервисов для участников Партнерства:

1) ежедневный Обзор основных новостей правового регулирования финансового рынка;

2) еженедельный Отчет о деятельности НСФР;

3) еженедельный бюллетень Главное за неделю в правовом регулировании финансового рынка;

4) ежемесячный Мониторинг проектов нормативных актов в сфере регулирования финансового рынка;

5) регулярный Бюллетень новостей Рабочей группы по электронным государственным сервисам;

6) регулярный Бюллетень новостей Экспертной группы по ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

7) регулярный Бюллетень информации по реализации FATCA и CRS (вышло более 130 выпусков);

8) Своды часто задаваемых вопросов (FAQ) по Федеральным законам № 115-ФЗ (ПОД/ФТ), по Постановлению Правительства РФ № 693 (обмен финансовой информацией), а также ключевым подзаконным нормативным актам – Указание Банка России № 5861-У (ФЭС), № 4662-У (деловая репцтация);

9) Информационный бюллетень НСФР по актуальным вопросам развития финансового рынка (вышло более 200 выпусков);

10) ежемесячный Правовой вестник НСФР по актуальным вопросам правового регулирования финансового рынка, включая оценку последствий регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов и обзор тенденций в судебной практике;

11) Бюллетень судебной практики применения финансового законодательства

12) предоставление юридических консультаций по вопросам правоприменения и развития бизнеса на финансовом рынке;

13) проведение рабочих встреч с представителями Банка России и профильных министерств по актуальным проблемам банковской деятельности.

В целях оказания содействия в максимально эффективном исполнении службам внутреннего контроля организаций – членов НСФР функций по мониторингу регуляторного риска, а также информированию служащих кредитной организации по вопросам, связанным с управлением регуляторным риском (в соответствии с Положением Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»), в Правовой вестник НСФР включается информация о том, на какие структурные подразделения и/или бизнес-процессы кредитной организации оказывают регулирующее воздействие проекты нормативных правовых актов, включенные в соответствующий выпуск Вестника или Обзора.

НСФР совместно с Минкомсвязью России, ПФР, Минфином России и Банком России успешно завершил реализацию для заинтересованных членов Пилотного проекта по взаимодействию с Пенсионным фондом России в целях предоставления кредитным организациям возможности получения электронных справок о состоянии пенсионных накоплений заемщиков с использованием СМЭВ.

В результате реализации Проекта банки получили возможность существенно снизить риски при кредитовании физических лиц за счет повышения достоверности и оперативности получения из ПФР информации о пенсионных начислениях физических лиц (выписка из индивидуального лицевого счета по форме СЗИ-6), заверенной электронной подписью ПФР.

Оказанием консультационной поддержки участникам Пилотного проекта, а также расширением доступа банков к информации различных государственных органов занимается Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам, включающий представителей Минцифры России, Банка России, Минфина России, кредитных организаций, страховых организаций, операторов сотовой связи, а также сервис-провайдеров.

Указанный Комитет НСФР продолжает расширять круг доступных для финансовых организаций электронных государственных сервисов, для чего активно реализуются следующие Пилотные проекты:

1. Пилотный проект по использованию систем видеоконференцсвязи для удостоверения личности клиента в связи с проведением его идентификации для целей открытия первого счета («видеоидентификация») в рамках «регулятивной песочницы» Банка России.

2. Пилотный проект по техническому тестированию Систем электронных паспортов транспортных средств и подключению к ним финансовых организаций в целях контроля принадлежности транспортных средств и наложенных на них обременений (совместно с Минпромторгом России и АО «Электронный паспорт»).

3. Пилотный проект по выдаче «облачных» электронных подписей (совместно с АО «ИнфоТеКС Интернет Траст»).

4. Пилотный проект по обеспечению автоматизированного информационного обмена между операторами связи и кредитными организациями в целях проверки принадлежности номеров мобильных телефонов и получения сведений о существенных фактах в рамках договоров на оказание услуг связи (совместно с Центральным научно-исследовательским институтом связи).

Реализованные проекты:

1) Пилотный проект по техническому тестированию механизма удаленной идентификации (Единой биометрической системы) (совместно с Банком России, Минкомсвязью России, Ростелекомом и РТЛабс).

2) Пилотный проект по предоставлению возможности получения финансовыми организациями данных ФНС России о доходах заемщиков (сведения из формы 2-НДФЛ) с использованием СМЭВ (первый этап реализован в октябре 2017 г., второй этап реализован в марте 2018 г.).

3) Пилотный проект по подключению финансовых организаций к СМЭВ 3.

4) Пилотный проект с Минкомсвязью России по выводу вспомогательных программных элементов госуслуг на интернет-порталы финансовых организаций (виджеты).

5) Пилотный проект по выводу в СМЭВ сервиса ФНС России по автоматизированной поверке факта приостановления операций по счетам юридических лиц.

6) Пилотный проект по предоставлению возможности получения финансовыми организациями данных ФНС России о доходах заемщиков (сведения из формы ПФР ИЛС-СЗИ) с использованием СМЭВ.

7) Пилотный проект по созданию электронной площадки («Маркетплейса») для дистанционного заключения договоров с физлицами (вклады, купля-продажа ОФЗ, кредиты) (совместно с Департаментом развития финансового рынка Банка России и платформой «Fins»).

Годовые отчеты НСФР: https://rosfinsovet.ru/o-nsfr/godovyye-otchety

Видеоверсия Годового отчета НСФР за 2022 год: https://disk.yandex.ru/i/OHzn6Tof9D1TZA.

Видеорепортаж с Годового Общего собрания НСФР: (01.12.2022): https://youtu.be/BtKIHB2KgZU.

Встреча с регуляторами ФинЦифра–2021: https://www.youtube.com/watch?v=usbxWijBQCY.

К 20-летию Закона № 115-ФЗ: диалог с регуляторами: https://youtu.be/DntAzFNH8dc.

Фильм «Юность Афины» о Молодежном финансовом клубе НСФР «Афина»: https://www.youtube.com/watch?list=PLvJR9G7c0HbZYgDJDnjMRY29h-b6Q6Cvv&v=D3RoF5LL-_U.

Финальная песня из Фильма «Юность Афины»: https://youtu.be/YzCzDdIKdh0.

Фильм «Санта–Клаус, финансы и все–все–все» о Финансовой сказке НСФР: https://www.youtube.com/watch?v=PIU-PL9d3E8&t=2s.

Финальная песня из Фильма «Санта–Клаус, финансы и все–все–все»: https://youtu.be/UyjSFYXklwo.

Видеоотчет о юбилейном Годовом общем собрании членов НСФР: https://youtu.be/AlW1vRMw2iU.

Регуляторы и коллеги поздравляют НСФР с 5-летним юбилеем: https://rosfinsovet.ru/o-nsfr/nsfr-5-let/people-about-nsfr.

3. Основные направления деятельности Партнерства:

1) формирование системы банковских сервисов с использованием государственных информационных систем, в том числе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единого портала государственных и муниципальныз услуг (ЕПГУ) (проверка доходов клиентов, проведение упрощенной и удаленной биометрической идентификации, проверка действительности паспортов, информация о приостановлении операций по счетам, информация о статусе исполнительного производства, проверка факта нахождения транспортного средства в залоге и т.д.);

2) развитие дистанционных каналов оказания финансовых услуг, экспертная оценка и продвижение новых технических, технологических и продуктовых решений на финансовом рынке;

3) совершенствование системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, внедрение международных стандартов комплаенс и противодействия коррупции, обеспечение рациональной реализации в России требований FATCA и CRS, формирование системы банковского комплаенс контроля;

4) совершенствование электронного документооборота финансовых организаций, расширение возможностей использования электронной подписи на различных носителях и электронных копий документов для дистанционного оказания услуг и осуществления идентификации клиентов;

5) совершенствование систем расчета резервов и нормативов;

6) совершенствование правового регулирования кредитования;

7) разработка стандартов информационной безопасности и развитие антифрод-систем;

8) совершенствование системы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации;

9) проведение экспертной оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и Банка России на стадии их разработки, выработка консолидированной позиции финансового сообщества и участие в доработке указанных проектов;

10) анализ практики рассмотрения различных категорий судебных и административных споров с участием финансовых организаций.

Решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности НСФР определен официальным соисполнителем Плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Специалисты НСФР приняли активное участие в разработке:

  • Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»,
  • Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»,
  • Федерального закона от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»,
  • Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»,
  • Федерального закона от 30.11.2016 № 405-ФЗ «О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 05.12.2017 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статью 9-1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» в части ограничения доли крупнейшего кредитора и введения категории зарплатных клиентов при расчете ПСК,
  • Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания механизма «реабилитации» клиентов, в отношении которых было принято решение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада),
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания системы удаленной биометрической идентификации;
  • Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
  • Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств»;
  • Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (создание системы кредитных каникул на период пандемии коронавирусной инфекции СOVID-19);
  • Федерального закона от 20.07.2020 № 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы»;
  • Федерального закона от 21.12.2021 № 423-ФЗ, предусматривающего создание на базе Банка России централизованного информационного сервиса «Платформа знай своего клиента» (Платформа ЗСК)
  • Федерального закона от 30.12.2021 № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (создание механизма защиты социальных выплат от списания с банковского счёта в рамках исполнительного производства, а также в целях погашения задолженности по договорам потребительского кредита);
  • Федерального закона от 30.12.2021 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»« (уточнение порядка идентификации и упрощённой идентификации клиентов);
  • Федерального закона от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (усиление защиты персональных данных);
  • Федерального закона от 14.07.2022 № 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 5.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (повышение лимитов операций обязательного контроля);
  • Федерального закона 07.10.2022 № 377-ФЗ «Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федерального закона от 20.10.2022 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (корректировка системы кредитных каникул для мобилизованных и членов их семей) и др.

По предложению НСФР при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам создана Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска, в которой сосредоточена работа банков по совершенствованию законодательства о ПОД/ФТ (председатель группы – заместитель руководителя НСФР Александр Наумов).

Председатель НСФР возглавляет Рабочую группу по упрощенной идентификации (с ноября 2015 г.) и Рабочую группу по рискам (с мая 2017 г.) Консультативного совета Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ при Росфинмониторинге.

Председатель НСФР также входит в состав Экспертного совета участников финансового рынка по оценке инновационных финансовых сервисов и (или) технологий («Регулятивной песочницы» Банка России) (с мая 2018 г.).

Специалистами НСФР совместно с представителями банков были подготовлены Разъяснения по вопросам применения Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (были приняты Юридическим департаментом Банка России за основу при разработке Информационных писем Банка России), а также Рекомендации по исполнению требований Федерального закона от 03.07.2016   № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…».

В настоящее время НСФР инициативно с участием заинтересованных банков и иных финансовых организаций реализует следующие юридические проекты:

  • совершенствование регулирования и практическая реализация процедур полной дистанционной биометрической идентификации, а также идентификации с использованием сеанса видеосвязи для целей ПОД/ФТ,
  • подготовка разъяснений и изменений в Закон о потребкредите № 353-ФЗ и Законе о взыскании просроченной задолженности № 230-ФЗ,
  • методическое обеспечение исполнения требований Закона FATCA и формирование системы CRS,
  • предотвращение незаконных переводов денежных средств (расширение полномочий банков по приостановлению и возврату оспоренных транзакций; криминализация деяний, направленных на получение незаконного доступа с денежным средства и реквизитам электронных средств платежа) и др.

НСФР совместно с АО «Интерфакс» оказывает содействие финансовым организациям в обеспечении взаимодействия с Единым федеральным реестром юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс), частью которого является Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), функционирующий в рамках Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ и Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ в части внесудебного банкротства граждан.

4. Основные формы работы Партнерства:

1) подготовка предложений по совершенствованию нормативных актов, организация экспертизы предложений Банка России и профильных ведомств;

2) выработка согласованной позиции заинтересованных банков и крупнейших банковских объединений по вопросам регулирования банковской деятельности;

3) предоставление сервисов по анализу юридических рисков в сфере законодательства и судебной практики;

4) организация оперативных юридических консультаций для банков – членов;

5) регулярное взаимодействие с представителями Банка России и профильных ведомств;

6) реализация системно значимых инфраструктурных проектов (обеспечение получения сведений из госорганов через СМЭВ, единая база идентификационных данных, система фрод-мониторинга, электронный инвойсинг);

7) разработка стандартов и рекомендаций в сфере правоприменения;

8) проведение обучающих семинаров и повышение квалификации специалистов.

5. Рабочие органы НСФР:

1) Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (председатель – Наумов А.Е.), включающая подгруппы:

ПГ-1 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

ПГ-2 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием неправомерным бизнес практикам на финансовом рынке и предотвращением конфликта интересов (Федеральный закон №224-ФЗ);

ПГ-3 по экспертизе инициатив, связанных с развитием функции комплаенс и внутреннего контроля;

ПГ-4 по экспертизе инициатив, связанных с применением норм международного права и экстерриториального права иностранных юрисдикций к российским финансовым организациям;

ПГ-5 по типологиям сомнительных операций;

ПГ-6 по тестированию критериев ПНИИИиМР (критерии автоматического детектирования;

ПГ-7 по методологическому обеспечению ПОД/ФТ (методички);

ПГ-8 по вопросам внутреннего контроля в страховых организациях;

ПГ-9 по санкционному комплаенс;

ПГ-10 по разработке предложений по Глобальной концепции построения комплаенс-контроля в финансовых организациях;

ПГ-11 по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей.

2) Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам (совместно с Банком России, Минцифры России и Минфином России) (руководитель – Зимин И., АО «Тинькофф Банк»):

  • Пилотные проекты НСФР;
  • виды сведений СМЭВ и сервисы ФОИВ;
  • Цифровой профиль гражданина и юридического лица;
  • электронный документооборот и электронное хранение документов;
  • Единая биометрическая система и коммерческие системы биометрической идентификации;
  • использование сервисов операторов связи (электронная подпись на sim-картах, USSD, геолокация) для осуществления идентификации и аутентификации клиентов финансовых организаций;
  • Единая информационная система проверки сведений об абонентах операторов связи.

3) Комитет по вопросам регулирования потребительского кредитования (председатель – Орешкин Ю., ОТП Банк);

4) Комитет по рискам (председатель – Борисов М.Г., КБ «Ренессанс Кредит»);

5) Комитет по развитию платежных систем (председатель – Стремоусов А., Тинькофф Банк);

5.1) РГ по законодательству о национальной платежной системе (руководитель – Юсупова А., Банк Союз);

6) РГ по регулированию банковской тайны (руководитель – Селезнев С.В, ФК «Открытие»).

7) РГ по персональным данным.

8) РГ по банковским группам и банковским холдингам.

9) РГ по электронным паспортам транспортных средств.

6. Для продвижения инициатив Партнерства используются все основные консультативные и экспертные органы, в которых представлены сотрудники Партнерства:

  • Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации;
  • Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
  • Экспертный совет по денежно-кредитной политике и правовому регулированию финансового рынка при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку;
  • Тематические рабочие группы по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
  • Межведомственная рабочая группа по преодолению правовых барьеров на пути развития электронного взаимодействия на финансовом рынке (при Банке России);
  • Консультативный совет при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ (при Росфинмониторинге);
  • Временная рабочая группа по рискам (КС МВК при Росфинмониторинге);
  • Временная рабочая группа по вопросам упрощенной идентификации (КС МВК при Росфинмониторинге);
  • Экспертный совет Банка России по существенным рыночным отклонениям (при Департаменте противодействия недобросовестным практикам Банка России);
  • Экспертный совет Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров;
  • Экспертный совет по финансовой грамотности при Банке России;
  • Рабочая группа Банка России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения;
  • Рабочая группа Банка России по поведенческому надзору,
  • Экспертный совет по вопросам совершенствования правового регулирования в области использования электронной подписи (при Минкомсвязи);
  • Консультативный совет при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре);
  • Рабочая группа ФАС России по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг.
Скрыть
Информация о сервисах Некоммерческого партнерства
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

В НСФР создана система оперативных юридических сервисов, позволяющая членам НСФР:

1) максимально оперативно получать информацию о планируемых изменениях правового регулирования банковской деятельности в целях осуществления мониторинга правовой среды (требование Положения Банка России № 242-П);

2) улучшить анализ юридических рисков в деятельности банка с учетом оценки регулирующего воздействия готовящихся и принятых нормативных правовых актов, проводимой специалистами НСФР;

3) повысить эффективность работы служб внутреннего контроля, ПОД/ФТ, комплаенс и противодействия инсайду за счет получения консультаций Комитета НСФР по ПОД/ФТ и комплаенс рискам и регулярного профессионального общения профильных специалистов;

4) получать переводы актуальных зарубежных исследований по банковской тематике, в том числе методических документов по FATCA.

Сервисы НСФР:

1.   Ежедневный обзор основных новостей правового регулирования финансового рынка.

Уникальность сервиса:

  • позволяет в оперативном режиме получать информацию о проектах нормативных правовых актов в сфере регулирования финансового рынка на всех этапах прохождения: разработка государственным органом или объединением участников рынка, обсуждение в рабочих органах, внесение в Государственную Думу, рассмотрение ответственным комитетом, все чтения, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом Российской Федерации, включая уникальные материалы (проекты, таблицы поправок), получаемые НСФР в рамках членства в различных экспертных органах (Экспертный совет по законодательству о банковской деятельности и аудите при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку, Консультативный совет при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Консультативный совет при Роскомнадзоре и т.д.);
  • позволяет получать информацию о нормотворческих инициативах государственных органов и проектах нормативных правовых актов в сфере регулирования финансового рынка еще до их внесения в Государственную Думу;
  • позволяет получать обзор актуальной информации о деятельности Банка России и профильных органов государственной власти (Минфин России, Минкомсвязь России, Росфинмониторинг, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, ФАС России, Минэкономразвития России и т.д.);
  • позволяет получать обзор актуальной информации с сайтов международных организаций (FATF, CGAP, IRS и т.д.);
  • позволяет получать выборку наиболее значимых материалов СМИ за текущий день, касающихся финансового рынка;
  • позволяет получать внутренние материалы НСФР (заключения, письма, справки) непосредственно после подписания (получения).

  2. Еженедельный дайджест «Главное за неделю».

Уникальность сервиса: содержит дайджест важнейших правовых событий прошедшей недели и адресован руководителям организаций – членов НСФР.

3.   Ежемесячный мониторинг проектов нормативных актов в сфере регулирования финансового рынка.

Уникальность сервиса:

  • позволяет в сводном виде получать информацию о кратком содержании и всех изменениях статуса проектов нормативных правовых актов в сфере регулирования финансового рынка за прошедший квартал (позиции ведомств, перспективы принятия, оценка регулирующего воздействия). Все обновления, включая как появление новых проектов нормативных правовых актов, так и изменение статуса уже включенных в Мониторинг, для удобства выделяются графически.

Мониторинг содержит информацию о находящихся в стадии разработки проектах федеральных законов в сфере регулирования финансового рынка (включая не внесенные в Государственную Думу).

4. Материалы Рабочей группы НСФР по электронным государственным сервисам.

Выпускается по мере поступления информации, но не реже 1 выпуска в месяц.

Уникальность сервиса:

НСФР является банковским объединением, на которое возложены функции по координации взаимодействия Минкомсвязи России с кредитными организациями при реализации ряда инфраструктурных проектов на базе СМЭВ:

1. Пилотный проект по внедрению использования сеанса видеосвязи в качестве процедуры получения сведений при идентификации клиента («видеоидентификация»).

2. Пилотный проект по техническому тестированию Систем электронных паспортов транспортных средств и подключению к ним финансовых организаций в целях контроля принадлежности транспортных средств и наложенных на них обременений (совместно с Минпромторгом России и АО «Электронный паспорт»).

3. Пилотный проект по обеспечению автоматизированного информационного обмена между операторами связи и кредитными организациями в целях проверки принадлежности номеров мобильных телефонов и получения сведений о существенных фактах в рамках договоров на оказание услуг связи (совместно с Центральным научно-исследовательским институтом связи).

4. Пилотный проект по выдаче «облачных» электронных подписей (совместно с ОАО «ИнфоТеКС Интернет Траст»).

Сборник включает в себя материалы и по правовым (проекты нормативных актов инструктивные материалы), организационным (протоколы совещаний, стенограммы и записи семинаров) и технологическим вопросам (руководства пользователя, параметры подключения к сервисам), а также своды ответов на часто задаваемые вопросы кредитных организаций.

5. Материалы Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Выпускается по мере поступления информации, но не реже 1 выпуска в квартал. По состоянию на июль 2020 г. вышел 81 выпуск.

Уникальность сервиса:

НСФР является единственным банковским объединением, на которое возложены функции по организационному обеспечению деятельности рабочего органа при органе государственной власти – Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В состав Экспертной группы входят ответственные сотрудники по ПОД/ФТ и комплаенс-офицеры более 130 кредитных организаций, в том числе всех крупнейших банков, а также представители Банка России, Росфинмониторинга, Минфина России, МВД России, ФНС России и других профильных государственных органов.

Сборник включает в себя материалы, представляющие консолидированную позицию профессионального комплаенс-сообщества по следующим направлениям деятельности Экспертной группы:

ПГ-1 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

ПГ-2 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием неправомерным бизнес практикам на финансовом рынке и предотвращением конфликта интересов (Федеральный закон №224-ФЗ);

ПГ-3 по экспертизе инициатив, связанных с развитием функции комплаенс и внутреннего контроля;

ПГ-4 по экспертизе инициатив, связанных с применением норм международного права и экстерриториального права иностранных юрисдикций к российским финансовым организациям;

ПГ-5 по типологиям сомнительных операций;

ПГ-6 по тестированию критериев ПНИИИиМР (критерии автоматического детектирования;

ПГ-7 по методологическому обеспечению ПОД/ФТ (методички);

ПГ-8 по вопросам внутреннего контроля в страховых организациях;

ПГ-9 по санкционному комплаенс;

ПГ-10 по разработке предложений по Глобальной концепции построения комплаенс-контроля в финансовых организациях;

ПГ-11 по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей.

6. Бюллетень информации по реализации FATCA и CRS.

Выпускается по мере поступления информации. По состоянию на июль 2020 г. вышло 125 выпусков.

Уникальность сервиса:

  • позволяет в оперативном режиме получать информацию об обновлении документов (формы, инструкции, методические рекомендации) Налоговой службы США (IRS) по исполнению требований FATCA с переводом на русский язык, выполняемым сотрудниками НСФР;
  • позволяет в оперативном режиме получать информацию об обновлении документов (формы, инструкции, методические рекомендации) ОЭСР (OECD) по применению Common Report Standard (CRS) с переводом на русский язык, выполняемым сотрудниками НСФР;
  • позволяет получать консультации специалистов компании PriceWaterhouseCoopers и KPMG (члены НСФР) по тематике FATCA и CRS.

7.   Информационный бюллетень НСФР по актуальным вопросам развития финансового рынка.

Выпускается не реже одного раза в квартал. По состоянию на июль 2020 г. вышло 153 выпуска.

Уникальность сервиса:

  • позволяет получать тематические материалы, включая зарубежные, а также авторские материалы НСФР по актуальным вопросам развития национальной и международной финансовой системы, правового регулирования отдельных правовых институтов, а также современных финансовых технологий.

8. Правовой вестник НСФР по актуальным вопросам правового регулирования финансового рынка.

Выпускается не менее 2 раз в квартал. По состоянию на июль 2020 г. вышло 81 выпуск.

Уникальность сервиса:

Правовой вестник НСФР предоставляется в целях оказания содействия в максимально эффективном исполнении службам внутреннего контроля организаций – членов НСФР функций по мониторингу регуляторного риска, а также информированию служащих кредитной организации по вопросам, связанным с управлением регуляторным риском (в соответствии с Положением Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»).

В Правовой вестник НСФР включаются:

  • оценка регулирующего воздействия как основных проектов НПА в сфере регулирования финансового рынка, так и принятых НПА;
  • информация о том, на какие структурные подразделения и/или бизнес-процессы кредитной организации оказывают регулирующее воздействие проекты нормативных правовых актов, включенные в соответствующий выпуск Вестника.
  • ответы органов государственной власти с позицией по актуальным вопросам правового регулирования финансового рынка;
  • своды вопросов и ответов (FAQ) по базовым федеральным законам (№ 115-ФЗ);
  • обзор основных тенденций в судебной практике, связанной со спорами с участием кредитных организаций;

правовые позиции НСФР по актуальным проектам НПА, а также информация об инициативах НСФР в сфере нормотворчества.

Скрыть

Основные направления деятельности НСФР на 2023 г.

1. Участие в разработке антикризисных мер в связи с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, а также проведением частичной мобилизации:

Показать
  1. работа по получению разъяснений профильных госорганов о применении «антисанкционных» нормативных актов, в частности, Указов Президента РФ № 79, 81, 95, 126, 254 и информписем Банка России;
  2. разработка предложений по совершенствованию процедур, предусмотренных Федеральными законами № 377 и № 406 об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам лицами, призванными на военную службу по мобилизации, а также членами их семей.
Скрыть


2. Обеспечение равных условий конкуренции(доступ к государственным информационным системам, ведение счетов предприятий ГОЗ, потребительские кредиты и займы).


3. Расширение доступа банков к электронным государственным сервисам (Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам):

Показать

Регуляторные задачи:

  1. Обеспечение возможности получения согласий клиента на обработку персональных данных в электронной форме. Замена в нормативном регулировании использование ПЭП ЕСИА на ПЭП участников финансового рынка для юридически значимого документооборота.
  2. Участие в работе по регулированию оборота данных
  3. Смягчение последствий перехода на импортозамещение для субъектов критической информационной инфраструктуры в финансовой сфере (требования Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; Указа Президента РФ от 01.05.2022 № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации»)
  4. Участие в обсуждении концепции Банка России по регулированию open banking, а также проработка предложений по open finance и open data
  5. Содействие реализации «Концепции законодательного регулирования оборота цифровых валют» Правительства Российской Федерации.
  6. Участие в проработке нормативных вопросов регулирования экосистем
  7. Определение перечня проектов обоюдного интереса с АБР и АФТ
  8. Участие в разработке федерального закона о ЭПР на финансовом рынке и регламента работы.
  9. Участие в работе по регулированию электронного хранения документов и изготовления электронных дубликатов документов (проект федерального закона № 1173189-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
  10. Нормативное урегулирование и содействие созданию Единой информационной системы проверки сведений об абонентах и пользователях услуг связи (ЕИС ПСА) для предоставления ФО права и возможности осуществлять автоматизированную проверку принадлежности модуля подвижной радиотелефонной связи конкретному лицу в целях противодействия незаконным операциям, обеспечения адресности коллекторских действий, проведения упрощенной идентификации, а также получения ФО информации о значимых действиях по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (проект федерального закона № 514780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации (о создании информационной системы проверки сведений об абоненте)».
  11. Обеспечение недискриминационного доступа КО к приему платы за ГМУ и ЖКУ с использованием сайтов ФОИВ, ЕПГУ и ГИС ЖКХ (доработка законопроекта ФАС России)
  12. Участие в проработке инициативы Банка России по введению цифрового рубля.
  13. Участие в деятельности Банка России по разработке регулирования оказания финансовых услуг финтех-компаниями и небанковскими поставщиками платежных услуг (НППУ).
  14. Участие в работе Минюста России по нормативному регулированию цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов, формирование нормативной базы для создания реестра исполнительных документов, а также иных сервисов на основе приоритетов, определенных участниками рынка.
  15. Наделение брокеров функциями налогового агента по иностранным акциям (ЗП Минфина России)
  16. Сервис ПФР «Досрочный переход из ПФР (НПФ) в НПФ, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию»: проработка законодательного изменения формы электронной подписи для заверения заявления на перевод пенсионных накоплений – с УКЭП на «облачную» УНЭП на сайте ПФР; восстановление возможности оформления НПФ в качестве агентов ПФР договоров обязательного пенсионного страхования и заявлений о переходе в НПФ в электронной форме для передачи в ПФР.
  17. Синхронизация с методологией Минцифры России в части обеспечения цифровой трансформации государственных компаний
  18. Обеспечение доступности цифровых сервисов банков – выполнение требований Банка России по допустимому времени простоя (Положение Банка России от 12.01.2022 № 787-П «Об обязательных для кредитных организаций требованиях к операционной надежности при осуществлении банковской деятельности в целях обеспечения непрерывности оказания банковских услуг»).
  19. Проработка правовых аспектов самостоятельного размещения гражданами Российской Федерации своих биометрических персональных данных в ЕБС («самобиометрия»).
  20. Участие в доработке законопроекта № 211535-8 о ГИС ЕБС.
  21. Участие в разработке предложений о размещении “реестра согласий” еа ЕПГУ (согласно Перечню поручений Президента РФ по итогам совещания с членами Правительства от 30.09.2022 № Пр-1789).

Технологические задачи:

  1. Интеграция в «цифровом профиле» всех видов предусмотренных законодательством согласий физического лица по финансовым данным (на передачу сведений, составляющих банковскую тайну, на обработку перс. данных и т.п.)
  2. Участие в работе по созданию «цифрового профиля юридического лица»
  3. Пилотный проект по внедрению использования сеанса видеосвязи для подтверждения личности клиента в связи с проведением его идентификации («видеоидентификация»)
  4. Использование СБП для реализации зарплатных проектов
  5. Содействие принятию требований к внедрению «облачной» УКЭП
  6. Участие в работе по предоставлению государственных услуг через банки (разработанный Минцифры России проект ПП РФ «О проведении эксперимента по обеспечению предоставления государственных услуг в электронной форме при обращении заявителей в коммерческие организации с использованием ИЭП…»).
  7. Участие в пилотном проекте по мобильному идентификатору (паспорт нового поколения)
  8. Пилотный проект по организации системы юридически значимого электронного документооборота с использованием технологии мобильных усиленных неквалифицированных электронных подписей (ГосКлюч).
  9. Содействие в увеличении лимитов на направление запросов с использованием сервиса Минцифры России «Интеграционный модуль» (по модели «черновиков») (внебюджетное финансирование)
  10. Создание «Хаба перечней» (115-ФЗ, 272-ФЗ, 236-ФЗ, Закон «О лотереях»), в том числе сервис по адресам массовой регистрации
  11. Создание единого реестра доверенностей
  12. Пилотный проект по подключению ФО к системам электронных ПТС (РГ по ЭлПТС)
  13. Развитие ГИС ЖКХ, обеспечение актуальности данных, обеспечение недискриминационного доступа, содействие увеличению числа размещаемых в системах начислений для разработки проактивных сервисов банков.

Задачи на мониторинге:

  1. Участие в проработке правовых аспектов реализуемого Банком России и Минцифры России проекта по созданию на базе ЕСИА инфраструктуры «цифрового профиля» для граждан и организаций (Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 № 710) в части процесса управления согласиями на обработку персональных данных в период сосуществования «цифрового профиля» и согласий на бумажных носителях.
  2. Развитие регулирования финансовых платформ («маркетплейсов») (участие в доработке проекта федерального закона № 1080911-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
  3. Участие в доработке законопроекта в части создания Национальной системы управления данными (разработанный Минэкономразвития России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иные законодательные акты Российской Федерации»).
  4. Участие в работе по регулированию порядка обработки «больших данных» (проект федерального закона № 992331-7 об «обезличивании» персональных данных).
  5. Сервис ПФР по обеспечению доступа кредитных организаций к информации ПФР о пенсионных начислениях физических лиц (выписка СЗИ-ИЛС): сокращение периода запаздывания данных; повышение стабильности работы сервиса.
  6. Содействие в реализации плана мероприятий по ускоренному внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий (утв. Председателем Правительства РФ 01.10.2020 № 9215п-П10)
  7. Содействие реализации проектов, реализуемых на базе Цифровой платформы ФНС России (АУСН, предоставление закрытой налоговой информации).
  8. Нормативное обеспечение подключения бюро кредитных историй к Интеграционному модулю СМЭВ, механизму «черновиков» и «цифровому профилю» для аккумуляции сведений о клиентах ФО и наделение БКИ статусом «третьей доверенной стороны» в целях получения юридически значимых сведений для исполнения нормативных обязанностей ФО (идентификация, резервы).
  9. Обеспечение надлежащего уведомления ФО о выводе новых сервисов в СМЭВ 3.0
  10. Участие в разработке нормативных актов в сфере RegTech и SupTech (в том числе регулировании создания и функционирования платформы Банка России «Знай своего клиента»).
  11. Устранение проблем при электронном документообороте с ФНС России в рамках Положения № 440-П.
  12. Обеспечение усовершенствования электронного взаимодействия с ФНС России при выполнении требований ст.93.1 НК РФ о предоставлении документов (информации) в отношении проверяемого налогоплательщика – клиента банка
  13. Совершенствование взаимодействия с Прикладной подсистемой АИС «Налог-3», обеспечивающей налогообложение доходов физических лиц, полученных от профессиональной деятельности (ПП «Налог на профессиональный доход» - «самозанятые»).
  14. Получение разъяснений Роскомнадзора по отдельным вопросам применения Федерального закона от 30.12.2020 № 519-ФЗ, касающегося регулирования персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, и подзаконных актов, принимаемых в его исполнение
  15. Получение разъяснений Минцифры России по вопросам применения Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в т.ч. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ, Федеральным законом от 30.12.2021 № 443-ФЗ.
  16. Обеспечение снижения затрат ФО на взаимодействие с реестром уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата.
  17. Создание в рамках процедуры разработки проектов нормативных актов всех уровней системы Оценки технической реализации (для оценки необходимости создания новых или усовершенствования существующих технологических решений для исполнения проектируемых регуляторных требований, а также определения момента завершения создания технологических условий для возможности введения проектируемого регуляторного требования) и Оценки экономического воздействия (для оценки затрат бизнеса на исполнение проектируемых регуляторных требований).
  18. Участие в работе по нормативному закреплению механизмов предотвращения подмены абонентских номеров при передаче голосовых и текстовых сообщений.
  19. Участие в реализации Плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (НСФР определен официальным соисполнителем Плана согласно решению Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18.12.2017)
  20. Обеспечение возможности оформления платежных документов по Приказу ФТС № 949 (обмен информацией с таможенными органами) в электронном виде.
  21. Сервис ПФР «Доставка пенсии» (выбор КО для перечисления пенсионных выплат): контроль за изменениями электронных форматов заявлений; обеспечение временного параллельного функционирования старых форматов при внедрении новых
  22. Сервис ПФР «Запрос на получение страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица»: содействие скорейшему выпуску доработанного сервиса прямого доступа с расширенными параметрами запроса КО (ФИО + данные ДУЛ + адрес места жительства).
  23. Содействие ускорению процесса перевода «Сервисного концентратора» МВД по проверке паспортов (SID 3418) в СМЭВ 3 в целях повышения качества данных в указанном сервисе.
Скрыть


4. Реализация тематических Пилотных проектов по внедрению новых технологий в целях снижения издержек и рисков финансовых организаций:

Показать
  1. Пилотный проект по внедрению использования сеанса видеосвязи для подтверждения личности клиента в связи с проведением его идентификации («видеоидентификация»).
  2. Пилотный проект по подключению ФО к системам электронных ПТС (РГ по ЭлПТС): завершение тестирования и вывод в продуктивную среду сервисов ЭлПТС в СМЭВ во исполнение Распоряжения Правительства РФ № 2147-р.
  3. Пилотный проект по организации системы юридически значимого электронного документооборота с использованием технологии мобильной электронной подписи (совместно с АО «ИнфоТеКС Интернет Траст»).
Скрыть


5. Предотвращение необоснованного увеличения административной нагрузки на финансовые организации (участие в деятельности Рабочей группы Банка России по оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка):

Показать
  1. Сокращение объема отчетности кредитных организаций.
  2. Разработка Федерального закона «Об основах регулирования финансового рынка», предусматривающей распространение базовых общих подходов к правовому регулированию порядка установления обязательных требований, а также основополагающих принципов правотворчества, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”, на регулирование, осуществляемое Банком России.
  3. Создание в рамках процедуры разработки проектов нормативных актов всех уровней системы Оценки технической реализации (для оценки необходимости создания новых или усовершенствования существующих технологических решений для исполнения проектируемых регуляторных требований, а также определения момента завершения создания технологических условий для возможности введения проектируемого регуляторного требования) и Оценки экономического воздействия (для оценки затрат бизнеса на исполнение проектируемых регуляторных требований).
  4. Введение обязательности подготовки Банком России ФЭО по проектам нормативных актов Банка России, влекущим расходы или вводящим новые обязанности финансовых организаций, с обязательной его публикацией и введение запрета на регистрацию Минюстом России нормативных актов Банка России без ФЭО.
  5. Установление обязательного как минимум 30–дневного срока для проведения публичной ОРВ всех проектов нормативных актов Банка России до их официального принятия.
  6. Нормативное установление порядка вступления в силу новых нормативных актов Банка России и изменений в них не ранее чем через 6 месяцев после издания соответствующего акта и в фиксированные даты дважды в год (концептуально поддержано Банком России в формате «релизного подхода» – введение в действие новых требований Банка России дважды в год – с 1 апреля или с 1 октября).
  7. Исключение практики придания обратной силы нормативным актам Банка России, вводящим новые обязанности для участников финансового рынка либо иным образом ухудшающим их положение, и практики фактического ретроспективного применения вновь вводимых требований и ограничений Банка России к участникам финансового рынка.
  8. Установление принципа толкования любых неясностей правового регулирования в пользу субъекта регулирования.
  9. Закрепление процедуры обязательного содержательного публичного обсуждения доработанных редакций проектов нормативных актов Банка России до их официального принятия.
  10. Участие в проектах Банка России и Правительства Российской Федерации по реализации механизма «регуляторной гильотины».
  11. Содействие нормативному закреплению и практической реализации принципа сокращения регуляторной нагрузки Банка России «one in – two out» по аналогии с «регуляторной гильотиной» Правительства Российской Федерации (реализация Дорожной карты Правительства РФ от 04.06.2019).
Скрыть


6. Совершенствование регулирования потребительского кредитования (Комитет по потребительскому кредитованию):

Показать
  1. Снижение нагрузки на капитал.
  2. Снижение требований к формированию резервов.
  3. Получение разъяснений Банка России о порядке применения требований Положения Банка России от 28.06.2017 № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».
  4. Содействие переходу на расчет ОП в соответствии с Базельскими принципами (“продвинутый метод”).
  5. Снижение регуляторной нагрузки в части документального подтверждения доходов клиента при осуществлении кредитования.
  6. Корректировка модели резервирования по операциям клиентов, паспорта которых стали недействительными в течение срока действия кредитного договора.
  7. Актуализация и расширение признаков квалифицированных инвесторов (в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг»), в том числе для целей расширения инвестиций в ценные бумаги финансовых организаций, учитываемых в капитале. 
Скрыть


7. Совершенствование регулирования потребительского кредитования (Комитет по потребительскому кредитованию):

Показать
  1. Подготовка и обеспечение принятия поправок к Федеральному закону № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (снижение предельной доли крупнейшего кредитора для целей расчета среднерыночной ставки по потребкредитам до 15–10%, сокращение периодичности пересчета среднерыночного ПСК; унификация ПСК для всех кредиторов).
  2. Участие в доработке проекта изменений в Федеральный закон № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» в части изменения порядка расчета полной стоимости кредита (ПСК), в том числе:
    – в части того, какие дополнительные услуги должны включаться в Заявление о предоставлении потребительского кредита и учитываться при расчете ПСК;
    – в части целесообразности перерасчета значения ПСК при изменении полной стоимости кредита;
    – в части порядка включения в расчет ПСК платежей, сумма которых зависит от решения заемщика (выбранного им варианта поведения);
    – в части целесообразности изменения критериев для определения видов кредитов и/или диапазонов сумм кредитов для целей расчете среднерыночного значения ПСК.
  3. Участие в разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (в части расчета показателя долговой нагрузки заемщика), направленного на закрепление нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки (ПДН) заемщика-физического лица) путем установления на законодательном уровне:
    – обязанности кредиторов рассчитывать ПДН в установленных Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-Ф3 «О потребительском кредите (займе)» случаях;
    – определения нормативного порядка расчета ПДН;
    – обязанности кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рассчитанном в отношении него значении ПДН, если указанное значение превышает 50 процентов, а также о дополнительных рисках высокой долговой нагрузки, в случае если рассчитанное значение ПДН превышает 80 процентов.
  4. Подготовка предложений по применяемым кредитными организациями методикам модельных подходов при определении дохода заемщиков для расчета ПДН.
  5. Участие в работе над проектом федерального закона № 1173662-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» в части модернизации системы формирования кредитных историй», направленного на совершенствование принятых ранее изменений, внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 № 302-ФЗ.
  6. Обобщение и корректировка административной практики Роспотребнадзора и Службы по защите прав потребителей Банка России (СЗПП Банка России) по жалобам потребителей при потребительском кредитовании.
  7. Разработка Рекомендаций по применению Федерального закона № 353-ФЗ.
  8. Актуализация свода ответов на часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона № 353-ФЗ (FAQ-353).
  9. Участие в работе Экспертного совета Банка России по защите прав потребителей, направленной на создание модели «кредитных каникул» для постоянного применения;
  10. Унификация классификации жалоб потребителей на кредитные организации (совместно с СЗППиОДФУ Банка России).
Скрыть


8. Совершенствование регулирования в сфере ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного  (комплаенс) риска (Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ при КБФР СФ):

Показать

8.1. Рабочие подгруппы по вопросам законодательства о ПОД/ФТ, типологиям сомнительных операций, по вопросам внутреннего контроля:

  1. Методологическая поддержка банков при подготовке к реализации требований Федерального закона от 29.12.2020 № 479-ФЗ (изменения в части идентификации и аутентификации с использованием биометрических персональных данных) и подзаконных нормативных актов Банка России, принимаемых в его исполнение: внесение изменений в законодательство в части смягчения требований. Федерального закона № 115-ФЗ в части открытия банковских счетов / вкладов и предоставления кредитов новым клиентам – физическим лицам, принятым на обслуживание через ЕСИА / ЕБС.
  2. Cовершенствование процедур идентификации и упрощенной идентификации в том числе:
    – расширение сферы применения упрощенной и делегированной  идентификации, универсализация идентификации по поручению, расширение использования ГИС для идентификации;
    – подготовка изменений в действующее законодательство в части закрепления использования сеанса видеосвязи в качестве процедуры подтверждения личности при идентификации клиента.
  3. Сокращение числа и увеличение лимитов операций обязательного контроля (подготовка изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ, Федерального закона от 28.06.2021 № 230-ФЗ).
  4. Обобщение практики применения ФО Указания Банка России № 5861-У и 4937-У в части направления ФЭС в уполномоченный орган.
  5. Развитие процедур обучения кадров финансовых организаций в сфере ПОД/ФТ (Указания Банка России от 09.08.2004 № 1485-У и 05.12.2014 № 3471-У).
  6. Расширение квалификационных требований в сфере ПОД/ФТ.
  7. Методическое обеспечение реализации модели групповых правил внутреннего контроля в банковских группах и холдингах.
  8. Разработка типологий сомнительных операций и совершенствование системы их выявления финансовыми организациями.
  9. Уточнение оснований для отказов в совершении операций согласно Федеральному закону № 115-ФЗ (получение разъяснений регуляторов относительно положений Федерального закона от 30.12.2020 № 536-ФЗ).
  10. Содействие созданию нормативных механизмов предотвращения использования для целей ОД/ФТ исполнительных документов, в том числе удостоверений комиссий по трудовым спорам, включая поддержку соответствующего законопроекта Минюста России.
  11. Обобщение практики применения нормативных актов Банка России о деловой репутации на финансовом рынке.
  12. Участие в работе над подзаконными актами и правовая экспертиза вопросов применения Федерального закона от 21.12.2021 № 423-ФЗ, предусматривающего создание на базе Банка России централизованного информационного сервиса «Платформа знай своего клиента» (Платформа ЗСК).
  13. Участие в доработке Порядка доведения до кредитных организаций перечня иностранных государств и (или) административно-территориальных единиц иностранных государств, обладающих самостоятельной правоспособностью, на территории которых зарегистрированы иностранные банки, эмитировавшие платежные карты, операции с использованием которых подлежат обязательному контролю, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 12.08.2019 № 222.
  14. Исключение норм, устанавливающих случаи и механизм направления некредитными организациями уведомления в Банк России о назначении на должность (об освобождении от должности) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – СДЛ) (о назначении на должность (об освобождении от должности) сотрудника кредитной организации исполняющим обязанности СДЛ), в части исключения / корректировки п. 2.6 Главы 2 Положения Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  15. Отмена обязательного контроля по операциям получения премии и выплаты страхового возмещения в сумме 600 000 рублей и выше по договорам страхования жизни на случай смерти (рисковое страхование жизни).
  16. Пересмотр критериев обязательного контроля с целью снижения административной нагрузки на финансовые организации.
  17. Актуализация Свода ответов на часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (FAQ-115 ФЗ).
  18. Разработка предложений по доработке Законопроекта № 211006-8 о неидентификации трансграничных ПДС.

8.2. Снижение рисков финансовых и нефинансовых организаций в сфере экономических ограничений иностранных государств и подготовка предложений по развитию российского законодательства, направленного на обеспечение снижения риска влияния односторонних экономических мер иностранных государств на финансовую систему РФ.

  1. Методологическая поддержка кредитных организаций в части применения специальных экономических мер (санкционный комплаенс), в т.ч. участие в доработке проекта федерального закона № 996800-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер…».
  2. Проведение консультаций по мерам снижения рисков финансовых и нефинансовых организаций вследствие экономических ограничений, введенных иностранными государствами.
  3. Актуализация Свода вопросов и ответов (FAQ) по специальным экономическим мерам и разъяснениям по вопросам санкционного комплаенс.

8.3. Развитие механизмов международного обмена финансовой информацией для налоговых целей (Международная конвенция CRS, экстерриториальный закон США FATCA) и норм иностранного экстерриториального права (Рабочая подгруппа по санкционному комплаенс).

  1. Адаптация требований экстерриториального законодательства к деятельности финансовых учреждений, подготовка адаптированных переводов разъяснений Службы внутренних доходов США.
  2. Выпуск тематических обзоров по применению международного и экстерриториального иностранного законодательства.
  3. Разработка Рекомендаций по применению CRS.
  4. Разработка методических рекомендаций для клиентов финансовых организаций про применению налогового законодательства, адаптированных на иностранные языки.
  5. Ведение FAQ по FATCA, CRS по Закону № 340-ФЗ и подзаконным НПА.
  6. Оценка влияния на деятельность российских финансовых организаций законодательства Евросоюза по персональным данным, конвенции по противодействию иностранной коррупции и взяточничеству.
  7. Разработка законопроекта в целях устранения коллизии в части трансграничной передачи персональных данных между требованиями Закона № 173-ФЗ и статьи 12 Закона «О персональных данных» в редакции Закона № 266-ФЗ об ограничениях трансграничной передачи персданных.

8.4.      Развитие системы комплаенс-функции в финансовых организациях, адаптация норм международного права в сфере комплаенс (Рабочая подгруппа по развитию комплаенс-функции):

  1. Подготовка предложений по развитию системы внутреннего контроля в рамках нормативных актов Банка России.
  2. Содействие подготовке публичного доклада Банка России по применению Международных стандартов ИСО 37001, 37301 и группы 370009.
Скрыть


9. Совершенствование законодательства о персональных данных (Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам):

Показать
  1. Получение разъяснений регуляторов (Роскомнадзор, Минцифры) относительно вопросов применения Федерального закона № 152-ФЗ в части возникающих практических проблем в деятельности финансовых организаций.
  2. Обобщение и корректировка административной практики Роскомнадзора и органов прокуратуры по жалобам потребителей.
  3. Урегулирование порядка обработки «больших данных» (проект федерального закона № 992331-7 об “обезличивании” персональных данных)
  4. Получение разъяснений Роскомнадзора по отдельным вопросам применения Федерального закона от 30.12.2020 № 519-ФЗ, касающегося регулирования персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, и подзаконных актов, принимаемых в его исполнение.
  5. Урегулирование порядка обработки массивов открытых данных.
  6. Обеспечение возможности получения согласий клиента на обработку персональных данных в электронной форме.
  7. Разработка матрицы персональных данных (КС РКН).
  8. Разработка Рекомендаций по применению Федерального закона № 152-ФЗ.
  9. Подготовка Свода ответов на часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона № 152-ФЗ.
Скрыть


10. Совершенствование законодательства об электронной подписи и электронном документообороте (Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам):

Показать
  1. Расширение использования электронных документов в практике ФО, в том числе при заключении кредитных договоров с физическими лицами.
  2. Урегулирование процедуры дистанционного волеизъявления с использованием электронного образа собственноручной подписи.
  3. Расширение сферы использования «облачной» УНЭП для заключения договоров на финансовом рынке и разработка Рекомендаций по ее использованию.
  4. Совершенствование системы электронного хранения документов и изготовления электронных дубликатов документов (участие в разработке проекта федерального закона проект федерального закона № 1173189-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
  5. Получение разъяснений Минцифры России по вопросам применения Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» в т.ч. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ.
Скрыть


11. Совершенствование процедур взыскания задолженности (Комитет по потребительскому кредитованию, Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам):

Показать
  1. Подготовка разъяснений и рекомендаций по применению Закона № 230-ФЗ.
  2. Участие в проекта федерального закона № 190070-8 (Закон № 230-ФЗ–2.0).
  3. Содействие в переходе банков на взаимодействие с ФССП с использованием СМЭВ 3.0.
  4. Расширение способов обеспечения уплаты задолженности перед КО (приостановление права пользования транспортным средством для должника КО).
  5. Нормативное урегулирование и внедрение смс–оповещения о задолженности по исполнительным листам при условии использования ЕИС ПСА.
  6. Обобщение и корректировка административной практики ФССП России по взысканию задолженности в пользу ФО.
  7. Нормативное урегулирование взыскания задолженности за счет остатка аванса за оказание услуг связи.
  8. Нормативное урегулирование универсальной идентификации ЮЛ и ФЛ в рамках исполнительного производства.
  9. Корректировка административной практики длительного неснятия арестов со счетов на незначительные суммы.
  10. Нормативное урегулирование процедуры автоматического снятия ареста со счета на основании сведений из информационного ресурса ФССП России, а равно при отсутствии на указанном ресурсе сведений о наложенном аресте.
Скрыть


12. Повышение эффективности взаимодействия финансовых организаций с операторами подвижной радиотелефонной связи:

Показать
  1. Усиление надзора за соблюдением операторами связи законодательства о ПОД/ФТ, в том числе при выдаче и замене sim-карт (Экспертная группа по ПОД/ФТ, Комитет по информационной безопасности).
  2. Нормативное урегулирование и содействие созданию Единой информационной системы проверки сведений об абонентах и пользователях услуг связи для предоставления ФО права и возможности осуществлять автоматизированную проверку принадлежности модуля подвижной радиотелефонной связи конкретному лицу в целях противодействия незаконным операциям, обеспечения адресности коллекторских действий, проведения упрощенной идентификации, а также получения ФО информации о значимых действиях по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам).
  3. Разработка и реализация мер по ограничению неконтролируемой передачи sim-карт третьим лицам для совершения финансовых операций.
  4. Участие в работе по нормативному закреплению механизмов предотвращения подмены абонентских номеров при передаче голосовых и текстовых сообщений (участие в деятельности Межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов противодействия мошенничеству, совершаемому с использованием телефонных номеров).
  5. Участие в антимонопольных делах о нарушении операторами связи «большой четверки» положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления и поддержания монопольно высоких цен (тарифов) на услугу рассылки коротких текстовых сообщений.
Скрыть


13. Обеспечение взаимодействия с Системами электронных паспортов транспортных средств (РГ ЭПТС):

Показать
  1. Внесение изменений в Постановление Правительства № 1212 в целях урегулирования следующих вопросов:
    1. Обязательность для всех указания в СЭП всех собственников и реквизитов договора, в том числе заключенного в электронной форме (по аналогии с Федеральным законом № 283–ФЗ).
    2. Добровольность указания сведений об обременениях.
    3. Предоставление только банкам права вносить сведения без второй стороны.
    4. Включение в состав выписки сведений обо всех собственниках и обременениях.
    5. Безвозмездность внесения сведений в СЭП.
  2. Разработка предложений по внесению изменений в законодательство (в т.ч. Федеральный закон № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации») в целях расширения состава сведений в ЭПТС и закрепления обязанности МВД России совершать регистрационные действия в отношении ТС с учетом содержания ЭПТС.
Скрыть


14. Борьба с мошенничеством в банковской сфере (Комитет по информационной безопасности):

Показать
  1. Получение разъяснений Банка России по применению Федерального закона № 167-ФЗ о приостановлении и возврате переводов денежных средств, осуществленных без согласия плательщика (фрод-мониторинг).
  2. Законодательное урегулирование процедур приостановления и возврата переводов денежных средств, осуществленных без согласия плательщика – физического лица (проект федерального закона № 197920-8)) (совместно с ДИБ Банка России).
  3. Совершенствование системы противодействия мошенническим списаниям с корсчетов банков в системе Банка России и БЭСП (усиление защиты АРМ КБР, обеспечение оперативного информирования FinCERтом КО о несанкционированных списаниях, обеспечение соблюдения KO договоров с FinCERT).
  4. Усиление уголовной ответственности за киберпреступления и закрепление в УПК РФ порядка определения места совершения хищения в результате киберпреступления.
  5. Обобщение вопросов кредитных организаций по Положению Банка России № 719-П и подготовка изменений в него.
  6. Проработка вопросов использования сервиса «второй руки» для снижения мошеннических действий в отношении незащищенных слоев населения.
Скрыть


15. Совершенствование платежного законодательства (РГ по совершенствованию законодательства о национальной платежной системе):

Показать
  1. СБП для выплаты заработной платы, социальных выплат (пенсий, пособий и т.п.), расширение состава участников и иные вопросы развития СБП.
  2. Противодействие установлению законодательного запрета на взимание комиссий за прием платежей ЖКХ (ЗП № 905546-7).
  3. Обеспечение недискриминационного доступа КО к приему платы за ГМУ и ЖКУ с использованием сайтов ФОИВ, ЕПГУ и ГИС ЖКХ (доработка законопроекта ФАС России).
  4. Проработка вопроса подключения к СБП для банков с универсальной лицензией, не имеющих ДБО для физических лиц.
  5. Совершенствование правового режима банковских платежных агентов: расширение их функционала, уточнение режима специальных счетов, расширение механизмов банковского контроля, проработка вопроса об их уведомительной регистрации в Банке России.
  6. Совершенствование регулирования в части усиления контроля за деятельностью платежных агентов (подготовка предложений к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
  7. Содействие нормативному обеспечению обязательности приема безналичных платежей при расчетах в Интернете.
  8. Актуализация Свода ответов на часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона № 161-ФЗ (FAQ-161).
  9. Урегулирование проблемных вопросов взаимодействия кредитных организаций с НСПК, в том числе в части сроков реализации требований Положения Банка России № 732-П «О платежной системе Банка России» для внедрения сервиса быстрых платежей (СБП) для совершения различных операций в условиях ограничения функционала СБП на стороне АО «НСПК».
  10. Участие в разработке Банком России регулирования в части оказания финансовых услуг финтех-компаниями и небанковскими поставщиками платежных услуг (НППУ).
  11. Унификация правоприменения в части режима банковских номинальных счетов.
  12. Совершенствование правового режима деятельности банковских платежных агентов – платежных агрегаторов, в том числе в части применения ими ККТ и выдачи кассового чека.
Скрыть


16. Совершенствование страхового законодательства (Рабочая подгруппа по вопросам внутреннего контроля в страховых организациях Экспертной группы по ПОД/ФТ):

Показать
  1. Участие в рассмотрении предложений по проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации» в целях:
    – совершенствования требований к процедурам идентификации клиентов страховых организаций (далее – СО), страховых брокеров;
    – непроведения идентификации при приеме от клиентов страховых премий, в том числе по договорам договора страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, договора
    страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, договора пенсионного страхования до 15 000 руб.;
    – непроведения идентификации по договору добровольного страхования и иным разовым договорам на оказание финансовой услуги до 40 000 руб.;
    – обеспечения возможности использования ЕСИА для идентификации и обновления сведений клиентов СО и страховых брокеров для целей удаленного установления отношений при заключении договора страхования.
  2. Исключение обязанности СО идентифицировать клиентов  в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст.7 115-ФЗ по обязательным видам страхования (включая ОСАГО), т.к. существует коллизия между требованиями 115-ФЗ (подпункт 1 пункта 1 статьи 7) и требованиями законодательства об обязательных видах страхования (в первую очередь, ОСАГО).
  3. Обсуждение вопросов возможности проведения упрощенной идентификации СO, в том числе в отношении договора страхования жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события, договора страхования жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика, договора пенсионного страхования.
  4. Предотвращение необоснованного увеличения административной нагрузки на СО (участие в деятельности Рабочей группы Банка России по оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка):
    – сокращение объема отчетности СО;
    – участие в проектах Банка России и Правительства Российской Федерации по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере страхования;
    – анализ действующих нормативных актов (в т.ч. применения Положения Банка России от 26.12.2017 № 622-П), практики применения, обсуждение изменений в целях снижения нагрузки, исключения двойного представления отчетности, устранения неясностей и пробелов.
  5. Совершенствование законодательства об электронной подписи и электронном документообороте (Комитет по финансовым технологиям и электронным государственным сервисам):
    – расширение использования электронных документов в практике СО;
    – урегулирование процедуры дистанционного волеизъявления с использованием электронного образа собственноручной подписи;
    – совершенствование системы электронного хранения документов и изготовления электронных дубликатов документов;
    – рассмотрение вопроса о возможности использования простой электронной подписи клиента для подписания страховой документации, в том числе, содержащей персональные данные специальных категорий (медицинские анкеты и медицинские декларации).
  6. Расширение доступа СО к государственным информационным системам (ГИС):
    – проработка правовых аспектов процесса управления согласиями по доступу к медицинским документам (обязательность направления ответов медицинскими организациями на запросы СО);
    – содействие подключению СО к ВС ФССП России по статусу действующих исполнительных производств;
    – содействие участию СО в эксперименте по «Цифровому профилю» (получение сведений из ЦПГ, платформа управления согласиями на обработку ПД).
  7. Изменение налогового законодательства в части страховых компаний:
    – обеспечение внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, касающихся распространения инвестиционного налогового вычета на страховые взносы по договорам добровольного страхования жизни (увеличение суммы со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, снижение срока с 5 до 3 лет, сохранение возможности получения налогового вычета по другим основаниям – медицина, образование, пенсии);
    – допуск СО к информации об утилизации налогового вычета клиентом для возможности не удерживать на стороне СО потенциальный размер налогового вычета при аннулировании/расторжении договора (исключение необходимости удержания потенциального размера налогового вычета при расторжении договоров в «период охлаждения»);
    – исключение необходимости удержания НДФЛ при выплате гарантированной страховой суммы по «дожитию» с клиента при валютной переоценке, возникающей по квазивалютным договорам страхования жизни;
    – закрепление возможности использования материнского капитала в продуктах страхования жизни;
    – выравнивание налоговых условий для СО в части администрирования средств клиентов.
Скрыть


17. Банкострахование:

Показать
  1. Участие в работе ФАС России по подготовке новой редакции Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 № 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями».
  2. Изменение административной практики по жалобам на навязывание дополнительных услуг при кредитовании в связи с введением «периода охлаждения» по договорам добровольного страхования.
  3. Корректировка практики теруправлений ФАС России по предъявлению  требований об одностороннем расторжении навязанных договоров.
  4. Корректировка практики теруправлений ФАС России по признанию индивидуальных сообщений – оферт рекламными.
  5. Законодательное урегулирование создания Бюро страховых историй и его взаимодействия с системой БКИ.
Скрыть


18. Совершенствование законодательства по противодействию незаконному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (Экспертная группа по ПОД/ФТ при КБФР СФ):

Показать
  1. Оценка регуляторного воздействия проектов нормативных правовых актов в целях ПНИИИиМР.
  2. Подготовка предложений для развития внутреннего контроля в целях ПНИИИиМР на основе лучших практик, учитывая рекомендации международных организаций, в т.ч. развития базовых типовых правил внутреннего контроля по ПНИИИиМР.
  3. Развитие механизмов противодействия нестандартным операциям на финансовом рынке.
  4. Расширение экспертизы критериев для автоматического детектирования нестандартных операций и технологического комплаенс-сервиса как способа автоматизации их выявления.
Скрыть


19. Совершенствование законодательства о рекламе:

Показать
  1. Законодательное урегулирование вопросов, связанных с использованием чужих товарных знаков конкурентов в контекстной рекламе.
  2. Законодательное урегулирование использования знаков обслуживания, логотипов и брендов в SMS-рекламе.
Скрыть


20 Содействие реализации Дорожной карты Банка России «Повышение финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп граждан».


21. Развитие системы технологических комплаенс-сервисов для членов НСФР.


22. Содействие развитию финансовой грамотности:

Показать
  1. Организация работы Молодежного финансового клуба довузовской подготовки «Афина».  
  2. Реализация проекта «Финансовая грамотность с детства»:
    – выпуск дополнительных тиражей книг из серии «Волшебные приключения в мире финансов».
    – проведение лекций по финансовой грамотности в образовательных учреждениях.
Скрыть