Основные направления деятельности

Информация о деятельности Некоммерческого партнерства
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

1. В целях обеспечения оперативной экспертной проработки вопросов банковского регулирования в интересах участников рынка, организации системного и скоординированного взаимодействия с Банком России и профильными ведомствами, группой крупных банков в 2013 году создано 
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

2. В рамках НСФР функционирует система оперативных юридических сервисов для участников Партнерства:

1)   ежедневный Обзор основных новостей правового регулирования финансового рынка;

2) еженедельный Отчет о деятельности НСФР;

3) еженедельный бюллетень Главное за неделю в правовом регулировании финансового рынка;

4)   ежемесячный Мониторинг проектов нормативных актов в сфере регулирования финансового рынка;

5) регулярный Бюллетень новостей Рабочей группы по электронным государственным сервисам;

6) регулярный Бюллетень новостей Экспертной группы по ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;

7)   регулярный Бюллетень информации по реализации FATCA и CRS (вышло более 120 выпусков);

8) Своды часто задаваемых вопросов (FAQ) по Федеральным законам № 115-ФЗ (ПОД/ФТ), № 161-ФЗ (НПС), № 353-ФЗ (потребкредитование),№ 482-ФЗ (биометрия), № 106-ФЗ (кредитные каникулы), а также ключевым подзаконным нормативным актам – Указание Банка России № 4936-У (ФЭС), № 4662-У (деловая репцтация);

9)   Информационный бюллетень НСФР по актуальным вопросам развития финансового рынка (вышло более 150 выпусков);

10) ежемесячный Правовой вестник НСФР по актуальным вопросам правового регулирования финансового рынка, включая оценку последствий регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов и обзор тенденций в судебной практике;

11) предоставление юридических консультаций по вопросам правоприменения и развития бизнеса на финансовом рынке;

12) проведение рабочих встреч с представителями Банка России и профильных министерств по актуальным проблемам банковской деятельности.

В целях оказания содействия в максимально эффективном исполнении службам внутреннего контроля организаций – членов НСФР функций по мониторингу регуляторного риска, а также информированию служащих кредитной организации по вопросам, связанным с управлением регуляторным риском (в соответствии с Положением Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»), в Правовой вестник НСФР включается информация о том, на какие структурные подразделения и/или бизнес-процессы кредитной организации оказывают регулирующее воздействие проекты нормативных правовых актов, включенные в соответствующий выпуск Вестника или Обзора.

НСФР совместно с Минкомсвязью России, ПФР, Минфином России и Банком России успешно завершил реализацию для заинтересованных членов Пилотного проекта по взаимодействию с Пенсионным фондом России в целях предоставления кредитным организациям возможности получения электронных справок о состоянии пенсионных накоплений заемщиков с использованием СМЭВ.

В результате реализации Проекта банки получили возможность существенно снизить риски при кредитовании физических лиц за счет повышения достоверности и оперативности получения из ПФР информации о пенсионных начислениях физических лиц (выписка из индивидуального лицевого счета по форме СЗИ-6), заверенной электронной подписью ПФР.

Оказанием консультационной поддержки участникам Пилотного проекта, а также расширением доступа банков к информации различных государственных органов занимается постоянно действующая Рабочая группа НСФР по электронным государственным сервисам (РГ ЭГС), объединяющая банки, представителей Минкомсвязи России, Банка России и ПАО «Ростелеком».

Эта же Рабочая группа НСФР продолжает расширять круг доступных для финансовых организаций электронных государственных сервисов, для чего активно реализуются следующие Пилотные проекты:

1. Пилотный проект по использованию систем видеоконференцсвязи для удостоверения личности клиента в связи с проведением его идентификации для целей открытия первого счета («видеоидентификация») в рамках «регулятивной песочницы» Банка России.

2. Пилотный проект по техническому тестированию Систем электронных паспортов транспортных средств и подключению к ним финансовых организаций в целях контроля принадлежности транспортных средств и наложенных на них обременений (совместно с Минпромторгом России и АО «Электронный паспорт»).

3. Пилотный проект по выдаче «облачных» электронных подписей (совместно с ОАО «ИнфоТеКС Интернет Траст»).

4. Пилотный проект по обеспечению автоматизированного информационного обмена между операторами связи и кредитными организациями в целях проверки принадлежности номеров мобильных телефонов и получения сведений о существенных фактах в рамках договоров на оказание услуг связи (совместно с Центральным научно-исследовательским институтом связи).

Реализованные проекты:

1) Пилотный проект по техническому тестированию механизма удаленной идентификации (Единой биометрической системы) (совместно с Банком России, Минкомсвязью России, Ростелекомом и РТЛабс).

2) Пилотный проект по предоставлению возможности получения финансовыми организациями данных ФНС России о доходах заемщиков (сведения из формы 2-НДФЛ) с использованием СМЭВ (первый этап реализован в октябре 2017 г., второй этап реализован в марте 2018 г.).

3) Пилотный проект по подключению финансовых организаций к СМЭВ 3.

4) Пилотный проект с Минкомсвязью России по выводу вспомогательных программных элементов госуслуг на интернет-порталы финансовых организаций (виджеты).

5) Пилотный проект по выводу в СМЭВ сервиса ФНС России по автоматизированной поверке факта приостановления операций по счетам юридических лиц.

6) Пилотный проект по предоставлению возможности получения финансовыми организациями данных ФНС России о доходах заемщиков (сведения из формы ПФР ИЛС-СЗИ) с использованием СМЭВ.

7) Пилотный проект по созданию электронной площадки («Маркетплейса») для дистанционного заключения договоров с физлицами (вклады, купля-продажа ОФЗ, кредиты) (совместно с Департаментом развития финансового рынка Банка России и платформой «Fins»).

Годовые отчеты НСФР: https://rosfinsovet.ru/o-nsfr/godovyye-otchety

Видеоверсия Годового отчета НСФР за 2020 год: https://rosfinsovet.ru/informatsiya/news/vyshel-godovoi-otchet-nsfr-za-2020-god-2796.

Видеоотчет о юбилейном Годовом общем собрании членов НСФР: https://youtu.be/AlW1vRMw2iU

Регуляторы и коллеги поздравляют НСФР с 5-летним юбилеем: https://rosfinsovet.ru/o-nsfr/nsfr-5-let/people-about-nsfr

3. Основные направления деятельности Партнерства:

1) формирование системы банковских сервисов с использованием государственных информационных систем, в том числе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Единого портала государственных и муниципальныз услуг (ЕПГУ) (проверка доходов клиентов, проведение упрощенной и удаленной биометрической идентификации, проверка действительности паспортов, информация о приостановлении операций по счетам, информация о статусе исполнительного производства, проверка факта нахождения транспортного средства в залоге и т.д.);

2) развитие дистанционных каналов оказания финансовых услуг, экспертная оценка и продвижение новых технических, технологических и продуктовых решений на финансовом рынке;

3) совершенствование системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, внедрение международных стандартов комплаенс и противодействия коррупции, обеспечение рациональной реализации в России требований FATCA и CRS, формирование системы банковского комплаенс контроля;

4) совершенствование электронного документооборота финансовых организаций, расширение возможностей использования электронной подписи на различных носителях и электронных копий документов для дистанционного оказания услуг и осуществления идентификации клиентов;

5) совершенствование систем расчета резервов и нормативов;

6) совершенствование правового регулирования кредитования;

7) разработка стандартов информационной безопасности и развитие антифрод-систем;

8) совершенствование системы противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации;

9) проведение экспертной оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и Банка России на стадии их разработки, выработка консолидированной позиции финансового сообщества и участие в доработке указанных проектов;

10) анализ практики рассмотрения различных категорий судебных и административных споров с участием финансовых организаций.

Решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности НСФР определен официальным соисполнителем Плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Специалисты НСФР приняли активное участие в разработке:

  • Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»,
  • Федерального закона от 28.06.2014 № 173-ФЗ «Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»,
  • Федерального закона от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»,
  • Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»,
  • Федерального закона от 30.11.2016 № 405-ФЗ «О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 05.12.2017 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статью 9-1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» в части ограничения доли крупнейшего кредитора и введения категории зарплатных клиентов при расчете ПСК,
  • Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания механизма «реабилитации» клиентов, в отношении которых было принято решение об отказе в выполнении распоряжения о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада),
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания системы удаленной биометрической идентификации;
  • Федеральный закон от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг»;
  • Федеральный закон от 27.06.2018 № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».

По предложению НСФР при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам создана Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска, в которой сосредоточена работа банков по совершенствованию законодательства о ПОД/ФТ (председатель группы – заместитель руководителя НСФР Александр Наумов).

Председатель НСФР возглавляет Рабочую группу по упрощенной идентификации (с ноября 2015 г.) и Рабочую группу по рискам (с мая 2017 г.) Консультативного совета Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ при Росфинмониторинге.

Председатель НСФР также входит в состав Экспертного совета участников финансового рынка по оценке инновационных финансовых сервисов и (или) технологий («Регулятивной песочницы» Банка России) (с мая 2018 г.).

Специалистами НСФР совместно с представителями банков были подготовлены Разъяснения по вопросам применения Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (были приняты Юридическим департаментом Банка России за основу при разработке Информационных писем Банка России), а также Рекомендации по исполнению требований Федерального закона от 03.07.2016   № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…».

В настоящее время НСФР инициативно с участием заинтересованных банков и иных финансовых организаций реализует следующие юридические проекты:

  • совершенствование регулирования и практическая реализация процедур полной дистанционной биометрической идентификации, а также идентификации с использованием сеанса видеосвязи для целей ПОД/ФТ,
  • подготовка разъяснений и изменений в Закон о потребкредите № 353-ФЗ и Законе о взыскании просроченной задолженности № 230-ФЗ,
  • методическое обеспечение исполнения требований Закона FATCA и формирование системы CRS,
  • предотвращение незаконных переводов денежных средств (расширение полномочий банков по приостановлению и возврату оспоренных транзакций; криминализация деяний, направленных на получение незаконного доступа с денежным средства и реквизитам электронных средств платежа) и др.

НСФР совместно с АО «Интерфакс» оказывает содействие финансовым организациям в обеспечении взаимодействия с Единым федеральным реестром юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс), частью которого является Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ), функционирующий в рамках Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ и Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ в части внесудебного банкротства граждан.

4. Основные формы работы Партнерства:

1) подготовка предложений по совершенствованию нормативных актов, организация экспертизы предложений Банка России и профильных ведомств;

2) выработка согласованной позиции заинтересованных банков и крупнейших банковских объединений по вопросам регулирования банковской деятельности;

3) предоставление сервисов по анализу юридических рисков в сфере законодательства и судебной практики;

4) организация оперативных юридических консультаций для банков – членов;

5) регулярное взаимодействие с представителями Банка России и профильных ведомств;

6) реализация системно значимых инфраструктурных проектов (обеспечение получения сведений из госорганов через СМЭВ, единая база идентификационных данных, система фрод-мониторинга, электронный инвойсинг);

7) разработка стандартов и рекомендаций в сфере правоприменения;

8) проведение обучающих семинаров и повышение квалификации специалистов.

5. Рабочие органы НСФР:

1) Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (председатель – Наумов А.Е.), включающая подгруппы:

ПГ-1 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

ПГ-2 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием неправомерным бизнес практикам на финансовом рынке и предотвращением конфликта интересов (Федеральный закон №224-ФЗ);

ПГ-3 по экспертизе инициатив, связанных с развитием функции комплаенс и внутреннего контроля;

ПГ-4 по экспертизе инициатив, связанных с применением норм международного права и экстерриториального права иностранных юрисдикций к российским финансовым организациям;

ПГ-5 по типологиям сомнительных операций;

ПГ-6 по тестированию критериев ПНИИИиМР (критерии автоматического детектирования;

ПГ-7 по методологическому обеспечению ПОД/ФТ (методички);

ПГ-8 по вопросам внутреннего контроля в страховых организациях;

ПГ-9 по санкционному комплаенс;

ПГ-10 по разработке предложений по Глобальной концепции построения комплаенс-контроля в финансовых организациях;

ПГ-11 по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей.

2) РГ по электронным государственным сервисам (совместно с Банком России, Минкомсвязью России и ПАО «Ростелеком»):

  • Пилотные проекты НСФР;

  • сервисы СМЭВ и ФОИВ;

  • Система удаленной биометрической идентификации;

  • Единая информационная система проверки сведений об абонентах операторов связи.

3) Экспертный совет НСФР по технологическим инновациям на финансовом рынке (ЭСТИФИН) (председатель – Божор Ю.А., Банк России), включающий представителей Минкомсвязи России, Банка России, кредитных организаций, страховых организаций, операторов сотовой связи, а также сервис-провайдеров.

ЭСТИФИН прорабатывает вопросы:

  • по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке в части электронных договоров;

  • о необходимости усиления требований по идентификации клиентов операторов мобильной связи, а также о введении на законодательном уровне обязанности операторов связи по проверке достоверности данных, предоставленных абонентами при обращении в офисы операторов для замены SIM-карт;

  • о возможности и условиях использования сервисов операторов связи (электронная подпись на sim-картах, USSD, геолокация) для осуществления идентификации и аутентификации клиентов финансовых организаций.

4) Комитет по вопросам регулирования потребительского кредитования (председатель – Селезнев С.В., ФК «Открытие»);

5) Комитет по рискам (председатель – Борисов М.Г., КБ «Ренессанс Кредит»);

6) Комитет по развитию платежных систем;

6.1) РГ по законодательству о национальной платежной системе;

7) Комитет по информационной безопасности:

7.1) РГ по противодействию мошенническим операциям (антифрод),

8) РГ по регулированию банковской тайны (руководитель – Селезнев С.В, ФК «Открытие»).

9) РГ по персональным данным.

10) РГ по банковским группам и банковским холдингам.

11) РГ по электронным паспортам транспортных средств.

6. Для продвижения инициатив Партнерства используются все основные консультативные и экспертные органы, в которых представлены сотрудники Партнерства:

  • Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации;
  • Экспертная группа по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам
  • Экспертный совет по денежно-кредитной политике и правовому регулированию финансового рынка при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку;
  • Тематические рабочие группы по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
  • Межведомственная рабочая группа по преодолению правовых барьеров на пути развития электронного взаимодействия на финансовом рынке (при Банке России);
  • Консультативный совет при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ (при Росфинмониторинге);
  • Временная рабочая группа по рискам (КС МВК при Росфинмониторинге);
  • Временная рабочая группа по вопросам упрощенной идентификации (КС МВК при Росфинмониторинге);
  • Экспертный совет Банка России по существенным рыночным отклонениям (при Департаменте противодействия недобросовестным практикам Банка России);
  • Экспертный совет Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров;
  • Экспертный совет по финансовой грамотности при Банке России;
  • Рабочая группа Банка России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения;
  • Рабочая группа Банка России по поведенческому надзору,
  • Экспертный совет по вопросам совершенствования правового регулирования в области использования электронной подписи (при Минкомсвязи);
  • Консультативный совет при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре);
  • Рабочая группа ФАС России по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг.
Скрыть
Информация о сервисах Некоммерческого партнерства
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ ФИНАНСОВОГО РЫНКА»

В НСФР создана система оперативных юридических сервисов, позволяющая членам НСФР:

1) максимально оперативно получать информацию о планируемых изменениях правового регулирования банковской деятельности в целях осуществления мониторинга правовой среды (требование Положения Банка России № 242-П);

2) улучшить анализ юридических рисков в деятельности банка с учетом оценки регулирующего воздействия готовящихся и принятых нормативных правовых актов, проводимой специалистами НСФР;

3) повысить эффективность работы служб внутреннего контроля, ПОД/ФТ, комплаенс и противодействия инсайду за счет получения консультаций Комитета НСФР по ПОД/ФТ и комплаенс рискам и регулярного профессионального общения профильных специалистов;

4) получать переводы актуальных зарубежных исследований по банковской тематике, в том числе методических документов по FATCA.

Сервисы НСФР:

1.   Ежедневный обзор основных новостей правового регулирования финансового рынка.

Уникальность сервиса:

  • позволяет в оперативном режиме получать информацию о проектах нормативных правовых актов в сфере регулирования финансового рынка на всех этапах прохождения: разработка государственным органом или объединением участников рынка, обсуждение в рабочих органах, внесение в Государственную Думу, рассмотрение ответственным комитетом, все чтения, одобрение Советом Федерации, подписание Президентом Российской Федерации, включая уникальные материалы (проекты, таблицы поправок), получаемые НСФР в рамках членства в различных экспертных органах (Экспертный совет по законодательству о банковской деятельности и аудите при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку, Консультативный совет при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Консультативный совет при Роскомнадзоре и т.д.);
  • позволяет получать информацию о нормотворческих инициативах государственных органов и проектах нормативных правовых актов в сфере регулирования финансового рынка еще до их внесения в Государственную Думу;
  • позволяет получать обзор актуальной информации о деятельности Банка России и профильных органов государственной власти (Минфин России, Минкомсвязь России, Росфинмониторинг, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, ФАС России, Минэкономразвития России и т.д.);
  • позволяет получать обзор актуальной информации с сайтов международных организаций (FATF, CGAP, IRS и т.д.);
  • позволяет получать выборку наиболее значимых материалов СМИ за текущий день, касающихся финансового рынка;
  • позволяет получать внутренние материалы НСФР (заключения, письма, справки) непосредственно после подписания (получения).

  2. Еженедельный дайджест «Главное за неделю».

Уникальность сервиса: содержит дайджест важнейших правовых событий прошедшей недели и адресован руководителям организаций – членов НСФР.

3.   Ежемесячный мониторинг проектов нормативных актов в сфере регулирования финансового рынка.

Уникальность сервиса:

  • позволяет в сводном виде получать информацию о кратком содержании и всех изменениях статуса проектов нормативных правовых актов в сфере регулирования финансового рынка за прошедший квартал (позиции ведомств, перспективы принятия, оценка регулирующего воздействия). Все обновления, включая как появление новых проектов нормативных правовых актов, так и изменение статуса уже включенных в Мониторинг, для удобства выделяются графически.

Мониторинг содержит информацию о находящихся в стадии разработки проектах федеральных законов в сфере регулирования финансового рынка (включая не внесенные в Государственную Думу).

4. Материалы Рабочей группы НСФР по электронным государственным сервисам.

Выпускается по мере поступления информации, но не реже 1 выпуска в месяц.

Уникальность сервиса:

НСФР является банковским объединением, на которое возложены функции по координации взаимодействия Минкомсвязи России с кредитными организациями при реализации ряда инфраструктурных проектов на базе СМЭВ:

1. Пилотный проект по внедрению использования сеанса видеосвязи в качестве процедуры получения сведений при идентификации клиента («видеоидентификация»).

2. Пилотный проект по техническому тестированию Систем электронных паспортов транспортных средств и подключению к ним финансовых организаций в целях контроля принадлежности транспортных средств и наложенных на них обременений (совместно с Минпромторгом России и АО «Электронный паспорт»).

3. Пилотный проект по обеспечению автоматизированного информационного обмена между операторами связи и кредитными организациями в целях проверки принадлежности номеров мобильных телефонов и получения сведений о существенных фактах в рамках договоров на оказание услуг связи (совместно с Центральным научно-исследовательским институтом связи).

4. Пилотный проект по выдаче «облачных» электронных подписей (совместно с ОАО «ИнфоТеКС Интернет Траст»).

Сборник включает в себя материалы и по правовым (проекты нормативных актов инструктивные материалы), организационным (протоколы совещаний, стенограммы и записи семинаров) и технологическим вопросам (руководства пользователя, параметры подключения к сервисам), а также своды ответов на часто задаваемые вопросы кредитных организаций.

5. Материалы Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.

Выпускается по мере поступления информации, но не реже 1 выпуска в квартал. По состоянию на июль 2020 г. вышел 81 выпуск.

Уникальность сервиса:

НСФР является единственным банковским объединением, на которое возложены функции по организационному обеспечению деятельности рабочего органа при органе государственной власти – Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. В состав Экспертной группы входят ответственные сотрудники по ПОД/ФТ и комплаенс-офицеры более 130 кредитных организаций, в том числе всех крупнейших банков, а также представители Банка России, Росфинмониторинга, Минфина России, МВД России, ФНС России и других профильных государственных органов.

Сборник включает в себя материалы, представляющие консолидированную позицию профессионального комплаенс-сообщества по следующим направлениям деятельности Экспертной группы:

ПГ-1 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

ПГ-2 по экспертизе инициатив, связанных с противодействием неправомерным бизнес практикам на финансовом рынке и предотвращением конфликта интересов (Федеральный закон №224-ФЗ);

ПГ-3 по экспертизе инициатив, связанных с развитием функции комплаенс и внутреннего контроля;

ПГ-4 по экспертизе инициатив, связанных с применением норм международного права и экстерриториального права иностранных юрисдикций к российским финансовым организациям;

ПГ-5 по типологиям сомнительных операций;

ПГ-6 по тестированию критериев ПНИИИиМР (критерии автоматического детектирования;

ПГ-7 по методологическому обеспечению ПОД/ФТ (методички);

ПГ-8 по вопросам внутреннего контроля в страховых организациях;

ПГ-9 по санкционному комплаенс;

ПГ-10 по разработке предложений по Глобальной концепции построения комплаенс-контроля в финансовых организациях;

ПГ-11 по вопросам межгосударственного обмена финансовой информацией для налоговых целей.

6. Бюллетень информации по реализации FATCA и CRS.

Выпускается по мере поступления информации. По состоянию на июль 2020 г. вышло 125 выпусков.

Уникальность сервиса:

  • позволяет в оперативном режиме получать информацию об обновлении документов (формы, инструкции, методические рекомендации) Налоговой службы США (IRS) по исполнению требований FATCA с переводом на русский язык, выполняемым сотрудниками НСФР;
  • позволяет в оперативном режиме получать информацию об обновлении документов (формы, инструкции, методические рекомендации) ОЭСР (OECD) по применению Common Report Standard (CRS) с переводом на русский язык, выполняемым сотрудниками НСФР;
  • позволяет получать консультации специалистов компании PriceWaterhouseCoopers и KPMG (члены НСФР) по тематике FATCA и CRS.

7.   Информационный бюллетень НСФР по актуальным вопросам развития финансового рынка.

Выпускается не реже одного раза в квартал. По состоянию на июль 2020 г. вышло 153 выпуска.

Уникальность сервиса:

  • позволяет получать тематические материалы, включая зарубежные, а также авторские материалы НСФР по актуальным вопросам развития национальной и международной финансовой системы, правового регулирования отдельных правовых институтов, а также современных финансовых технологий.

8. Правовой вестник НСФР по актуальным вопросам правового регулирования финансового рынка.

Выпускается не менее 2 раз в квартал. По состоянию на июль 2020 г. вышло 81 выпуск.

Уникальность сервиса:

Правовой вестник НСФР предоставляется в целях оказания содействия в максимально эффективном исполнении службам внутреннего контроля организаций – членов НСФР функций по мониторингу регуляторного риска, а также информированию служащих кредитной организации по вопросам, связанным с управлением регуляторным риском (в соответствии с Положением Банка России № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»).

В Правовой вестник НСФР включаются:

  • оценка регулирующего воздействия как основных проектов НПА в сфере регулирования финансового рынка, так и принятых НПА;
  • информация о том, на какие структурные подразделения и/или бизнес-процессы кредитной организации оказывают регулирующее воздействие проекты нормативных правовых актов, включенные в соответствующий выпуск Вестника.
  • ответы органов государственной власти с позицией по актуальным вопросам правового регулирования финансового рынка;
  • своды вопросов и ответов (FAQ) по базовым федеральным законам (№ 115-ФЗ, № 161-ФЗ, № 353-ФЗ, № 482-ФЗ);
  • обзор основных тенденций в судебной практике, связанной со спорами с участием кредитных организаций;

правовые позиции НСФР по актуальным проектам НПА, а также информация об инициативах НСФР в сфере нормотворчества.

Скрыть

Основные направления деятельности НСФР на 2021 г.

1. Обеспечение равных условий конкуренции (доступ к государственным информационным системам, ведение счетов предприятий ГОЗ, потребительские кредиты и займы).

2. Участие в работе по смягчению последствий пандемии коронавирусной инфекции в финансовой сфере:

Показать
  1. обобщение практики применения Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ «о кредитных каникулах» (ведение FAQ-106);
  2. участие в работе ЭС ЦБ по защите прав потребителей, направленной на создание модели «кредитных каникул» для постоянного применения;
  3. подготовка сводов предложений по снижению регуляторной нагрузки на ФО в связи с пандемией коронавирусной инфекции;
  4. обобщение практики применения информационных писем Банка России в части дистанционной идентификации клиентов (ИП-62, ИП-68 и ИП-74);
  5. подготовка свода предложений по совершенствованию механизма внесудебного банкротства граждан в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина»;
  6. подготовка и ведение Графика антивирусных регуляторных мер (ГАРМ).
Скрыть

3. Расширение доступа банков к электронным государственным сервисам (РГ по электронным государственным сервисам):

Показать
  1. Участие в реализации плана мероприятий по ускоренному внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий (утв. Председателем Правительства РФ 01.10.2020 №9215п-П10);
  2. Совершенствование регулирования деятельности кредитных организаций по сбору биометрических персональных данных и проведению удаленной биометрической идентификации (участие в доработке ко второму чтению ЗП № 613239-7)
  3. Противодействие принятию ЗП № 946734-7 о самостоятельном формировании гражданами биометрических контрольных шаблонов в ЕБС (ЗПо самобиометрии)).
  4. Проработка проекта создания на базе ЕСИА системы «цифрового профиля» для граждан и организаций (ЗП № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)».
  5. Проработка правовых аспектов процесса управления согласиями на обработку персональных данных в период сосуществования «цифрового профиля» и согласий на бумажных носителях.
  6. Проработка правовых аспектов интеграции в «цифровом профиле» всех видов предусмотренных законодательством согласий физического лица (на передачу сведений, составляющих банковскую тайну, на получение кредитного отчета и т.д.).
  7. Проработка правовых аспектов создания «цифрового профиля организации» на основе «цифрового профиля гражданина».
  8. Реализация сервисов ФОИВ в СМЭВ, предусмотренных Распоряжениями Правительства РФ (в том числе от 03.10.2017 № 2147-р, от 27.09.2019 № 2178-р).
  9. Реализация возможности получения срочного (длящегося) согласия ФЛ на заказ и получение результатов оказанных ФЛ госуслуг в рамках «цифрового профиля».
  10. Содействие в увеличении лимитов на направление запросов с использованием сервиса Минкомсвязи России «Интеграционный модуль» (по модели «черновиков») (внебюджетное финансирование).
  11. Содействие скорейшей реализации проекта по нормативному закреплению и техническому внедрению «облачной» УКЭП.
  12. Проработка вопроса использования ПЭП ЕСИА и ПЭП КО для юридически значимого документооборота.
  13. Участие в доработке законопроекта в части создания Национальной системы управления данными (разработанный Минэкономразвития России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и иные законодательные акты Российской Федерации»,).
  14. Интеграция государственных и коммерческих услуг и сервисов («дорожная карта» Минкомсвязи России).
  15. Сервисы ПФР:
    1. Сервис ПФР по обеспечению доступа кредитных организаций к информации ПФР о пенсионных начислениях физических лиц (выписка СЗИ-ИЛС): сокращение периода запаздывания данных; повышение стабильности работы сервиса.
    2. Сервис ПФР «Доставка пенсии» (выбор КО для перечисления пенсионных выплат): контроль за изменениями электронных форматов заявлений; обеспечение временного параллельного функционирования старых форматов при внедрении новых.
    3. Сервис ПФР «Досрочный переход из ПФР (НПФ) в НПФ, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию»: проработка законодательного изменения формы электронной подписи для заверения заявления на перевод пенсионных накоплений – с УКЭП на «облачную» УНЭП на сайте ПФР; восстановление возможности оформления НПФ в качестве агентов ПФР договоров обязательного пенсионного страхования и заявлений о переходе в НПФ в электронной форме для передачи в ПФР;
    4. Сервис ПФР «Запрос на получение страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (SID0003619): содействие скорейшему выпуску доработанного сервиса прямого доступа с расширенными параметрами запроса КО (ФИО + данные ДУЛ + адрес места жительства).
  16. Сервисы ФНС России:
    1. Реализация в «цифровом профиле» сервиса ФНС России для получения финансовыми организациями сведений о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в электронной форме (в т.ч. для расчета ПДН).
    2. Обеспечение доступа банков и БКИ к информации ФНС России о доходах ФЛ для проверки кредитоспособности заемщиков (Пилотный проект по предоставлению в электронной форме информации из формы 2-НДФЛ).
    3. Устранение проблем при электронном документообороте с ФНС России в рамках Положения № 440-П;
    4. Обеспечение усовершенствования электронного взаимодействия с ФНС России при выполнении требований ст.93.1 НК РФ о предоставлении документов (информации) в отношении проверяемого налогоплательщика – клиента банка.
  17. Содействие ускорению процесса перевода «Сервисного концентратора» МВД по проверке паспортов (SID 3418) в СМЭВ 3 в целях повышения качества данных в указанном сервисе.
  18. Содействие разработке и выводу в СМЭВ сервиса ФССП России по статусу действующих исполнительных производств, формирование нормативной базы для создания реестра исполнительных документов, а также иных сервисов на основе приоритетов, определенных участниками рынка.
  19. Участие в работе Минюста России по нормативному регулированию цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов.
  20. Нормативное обеспечение подключения бюро кредитных историй к Интеграционному модулю СМЭВ, механизму «черновиков» и «цифровому профилю» для аккумуляции сведений о клиентах ФО и наделение БКИ статусом «третьей доверенной стороны» в целях получения юридически значимых сведений для исполнения нормативных обязанностей ФО (идентификация, резервы).
  21. Обеспечение возможности оформления платежных документов по Приказу ФТС № 949 (обмен информацией с таможенными органами) в электронном виде.
  22. Обеспечение стабильного взаимодействия финансовых организаций с ГИС ЖКХ и ГИС ГМП, содействие увеличению числа размещаемых в системах начислений для разработки проактивных сервисов банков.
  23. Содействие разработке и выводу в СМЭВ сервиса ФНП по статусу реестра уведомлений о возникновении обеспечительных мер в единой информационной системе нотариата.
  24. Обеспечение снижения затрат ФО на взаимодействие с базой учета залогов движимого имущества ФНП.
  25. Обеспечение подключения ФО к СМЭВ 3.0.
  26. Участие в разработке нормативных актов в сфере RegTech и SupTech (в том числе регулировании создания и функционирования KYC-платформы Банка России).
  27. Участие в реализации Плана мероприятий по направлению «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (НСФР определен официальным соисполнителем Плана согласно решению Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 18.12.2017).
  28. Участие в реализации Дорожной карты по реализации «Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018 – 2020 гг.».
  29. Участие в реализации Дорожной карты Банка России по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке (233 KPI).
Скрыть

4. Реализация тематических Пилотных проектов по внедрению новых технологий в целях снижения издержек и рисков финансовых организаций:

Показать
  1. Пилотный проект по организации системы юридически значимого электронного документооборота с использованием технологии «облачных» усиленных неквалифицированных электронных подписей (совместно с АО «ИнфоТеКС Интернет Траст»).
  2. Пилотный проект по подключению ФО к системам электронных ПТС (РГ по ЭлПТС): завершение тестирования и вывод в продуктивную среду сервисов ЭлПТС в СМЭВ во исполнение Распоряжения Правительства РФ № 2147-р.
  3. Содействие практическому созданию электронных площадок для дистанционного заключения договоров на оказание финансовых услуг.
  4. Пилотный проект по внедрению использования сеанса видеосвязи для подтверждения личности клиента в связи с проведением его идентификации («видеоидентификация»).
Скрыть

5. Предотвращение необоснованного увеличения административной нагрузки на финансовые организации (участие в деятельности Рабочей группы Банка России по оптимизации регуляторной нагрузки на участников финансового рынка):

Показать
  1. Сокращение объема отчетности кредитных организаций.
  2. Создание в рамках процедуры разработки проектов нормативных актов всех уровней системы Оценки технической реализации (для оценки необходимости создания новых или усовершенствования существующих технологических решений для исполнения проектируемых регуляторных требований, а также определения момента завершения создания технологических условий для возможности введения проектируемого регуляторного требования) и Оценки экономического воздействия (для оценки затрат бизнеса на исполнение проектируемых регуляторных требований).
  3. Введение обязательности подготовки Банком России ФЭО по проектам нормативных актов Банка России, влекущим расходы или вводящим новые обязанности финансовых организаций, с обязательной его публикацией и введение запрета на регистрацию Минюстом России нормативных актов Банка России без ФЭО.
  4. Установление обязательного как минимум 30–дневного срока для проведения публичной ОРВ всех проектов нормативных актов Банка России до их официального принятия.
  5. Нормативное установление порядка вступления в силу новых нормативных актов Банка России и изменений в них не ранее чем через 6 месяцев после издания соответствующего акта и в фиксированные даты дважды в год (концептуально поддержано Банком России в формате «релизного подхода» – введение в действие новых требований Банка России дважды в год – с 1 апреля или с 1 октября).
  6. Исключение практики придания обратной силы нормативным актам Банка России, вводящим новые обязанности для участников финансового рынка либо иным образом ухудшающим их положение, и практики фактического ретроспективного применения вновь вводимых требований и ограничений Банка России к участникам финансового рынка.
  7. Установление принципа толкования любых неясностей правового регулирования в пользу субъекта регулирования.
  8. Закрепление права Банка России давать официальные разъяснения профильных федеральных законов.
  9. Исключение практики использования актов ранее проведенных проверок для предъявления требований или привлечения к ответственности по вновь вступившим в силу требованиям, а также практики пересчета резервов и капитала за прошлые периоды.
  10. Закрепление процедуры обязательного содержательного публичного обсуждения доработанных редакций проектов нормативных актов Банка России до их официального принятия.
  11. Участие в проектах Банка России и Правительства Российской Федерации по реализации механизма «регуляторной гильотины».
  12. Содействие нормативному закреплению и практической реализации принципа сокращения регуляторной нагрузки Банка России «one in – two out» по аналогии с «регуляторной гильотиной» Правительства Российской Федерации (реализация Дорожной карты Правительства РФ от 04.06.2019).
Скрыть

6. Совершенствование банковского регулирования (Комитет по рискам):

Показать
  1. Снижение нагрузки на капитал.
  2. Снижение требований к формированию резервов.
  3. Содействие переходу на расчет ОП в соответствии с Базельскими принципами (продвинутый метод).
  4. Снижение регуляторной нагрузки в части документального подтверждения доходов клиента при осуществлении кредитования.
  5. Корректировка модели резервирования по операциям клиентов, паспорта которых стали недействительными в течение срока действия кредитного договора.
  6. Актуализация и расширение признаков квалифицированных инвесторов (в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг»), в том числе для целей расширения инвестиций в ценные бумаги финансовых организаций, учитываемых в капитале.
Скрыть

7. Правовое урегулирование института экспериментальных правовых режимов для определения необходимой степени регуляторного воздействия на новые правоотношения, возникающие в цифровой экономике (участие в разработке подзаконных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»).

8. Потребительское кредитование (Комитет по потребительскому кредитованию):

Показать
  1. Подготовка и обеспечение принятия поправок к Закону о потребкредите (снижение предельной доли крупнейшего кредитора для целей расчета среднерыночной ставки по потребкредитам до 15–10%, сокращение периодичности пересчета среднерыночного ПСК; унификация ПСК для всех кредиторов).
  2. Участие в разработке и реализации Концепции расчета показателя долговой нагрузки (ПДН) физических лиц на основе PTI (РГ Дивинского при КОФР):
    1. Разработка проекта федерального закона с изменениями в Федеральный закон № 218-ФЗ в части включения в кредитную историю самодекларированного дохода субъекта кредитной истории.
    2. Разработка проекта федерального закона с изменениями в Федеральный закон № 353-ФЗ в части комплексного урегулирования института ПДН и установления возможности осуществления его расчета на основе самодекларированного дохода заемщика.
  3. Участие в разработке подзаконных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» в части модернизации системы формирования кредитных историй»).
  4. Обобщение и корректировка административной практики Роспотребнадзора и Службы по защите прав потребителей Банка России (СЗПП Банка России) по жалобам потребителей при потребительском кредитовании.
  5. Участие в проекте Банка России «Ключевой информационный продукт» (ранее – паспорт финансового продукта): исключение из-под его действия классических банковских продуктов (счет, вклад, кредит), распространение только на квалифицированные инвестиционные продукты,
  6. Обеспечение возможности получения необходимых согласий клиента в электронной форме.
  7. Разработка Рекомендаций по применению Федерального закона № 353-ФЗ.
  8. Актуализация свода ответов на часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона № 353-ФЗ (FAQ-353).
  9. Унификация классификации жалоб потребителей на кредитные организации (совместно с СЗППиОДФУ Банка России).
Скрыть

9. ПОД/ФТ (Экспертная группа по ПОД/ФТ при КБФР СФ):

Показать
  1. Урегулирование вопросов, связанных с осуществлением упрощенной идентификации:
    1. обеспечение синхронного функционирования сервиса МВД России по упрощенной идентификации на основе паспорта;
    2. обеспечение применимости упрощенной идентификации с использованием ЕСИА к онлайновым и оффлайновым клиентам;
    3. установление обязанности предоставить клиенту только один из способов упрощенной идентификации.
  2. Расширение сферы применения упрощенной и делегированной идентификации, универсализация идентификации по поручению, расширение использования ГИС для идентификации (проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации») (реализация разд. IV Межведомственной Дорожной карты «Развитие электронного взаимодействия на финансовом рынке» и пункта 01.01.001.003 Программы «Цифровая экономика»).
  3. Нормативное урегулирование использования данных водительского удостоверения в качестве дополнительного идентификатора при проведении упрощенной идентификации физических лиц.
  4. Подготовка изменений в действующее законодательство в части закрепления использования сеанса видеосвязи в качестве процедуры получения сведений при идентификации клиента.
  5. Сокращение числа и увеличение лимитов операций обязательного контроля, снятие обязанности страховых компаний по направлению в Росфинмониторинг уведомлений о сделках с недвижимым имуществом в случае, если страховая компания не является стороной по сделке.
  6. Обобщение практики применения ФО Указания Банка России № 4936-У в части направления ФЭС в уполномоченный орган (FAQ-4936)).
  7. Методическое обеспечение реализация модели групповых правил внутреннего контроля в банковских группах и холдингах.
  8. Разработка типологий сомнительных операций и совершенствование системы их выявления финансовыми организациями.
  9. Уточнение оснований для отказов в совершении операций согласно Федеральному закону № 115-ФЗ (доработка ЗП № 948530-7).
  10. Содействие созданию нормативных механизмов предотвращения использования для целей ОД/ФТ исполнительных документов, в том числе удостоверений комиссий по трудовым спорам (поддержка законопроекта Минюста России).
  11. Совершенствование требований законодательства о ПОД/ФТ для страховых организаций.
  12. Обобщение практики применения нормативных актов Банка России о деловой репутации на финансовом рынке.
  13. Актуализация Свода ответов на часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (FAQ-115).
Скрыть

10. Особенности осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами (Экспертная группа по ПОД/ФТ при КБФР СФ) (FATCA, CRS):

Показать

11. Совершенствование законодательства о персональных данных (Комитет по информационной безопасности):

Показать
  1. Корректировка Закона № 152-ФЗ в части возникающих практических проблем в деятельности финансовых организаций.
  2. Обобщение и корректировка административной практики Роскомнадзора и органов прокуратуры по жалобам потребителей.
  3. Урегулирование порядка обработки «больших данных» (Big Data).
  4. Урегулирование порядка обработки массивов открытых данных.
  5. Обеспечение возможности получения согласий клиента на обработку персональных данных в электронной форме.
  6. Разработка матрицы персональных данных (КС РКН).
  7. Разработка Рекомендаций по применению Федерального закона № 152-ФЗ.
  8. Подготовка Свода ответов на часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона № 152-ФЗ.
Скрыть

12. Совершенствование законодательства об электронной подписи и электронном документообороте (реализация Межведомственной Дорожной карты «Развитие электронного взаимодействия на финансовом рынке») (РГ по электронным государственным сервисам):

Показать
  1. Расширение использования электронных документов в практике ФО, в том числе кредитных договоров с физическими лицами.
  2. Урегулирование процедуры дистанционного волеизъявления с использованием электронного образа собственноручной подписи.
  3. Расширение сферы использования «облачной» УНЭП для заключения договоров на финансовом рынке и разработка Рекомендаций по ее использованию.
  4. Совершенствование системы электронного хранения документов и изготовления электронных дубликатов документов (проект федерального закона № 657361-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и иные законодательные акты Российской Федерации (в части использования и хранения электронных документов)»).
  5. Обобщение практики применения Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ в части новаций по использованию электронной подписи.
Скрыть

13. Совершенствование процедур взыскания задолженности (Комитет по потребительскому кредитованию, РГ по электронным государственным сервисам):

Показать
  1. Подготовка разъяснений и рекомендаций по применению Закона № 230-ФЗ.
  2. Участие в доработке Минюстом России проекта новой редакции Федерального закона № 230-ФЗ (Закон № 230-ФЗ–2.0).
  3. Переход на взаимодействие банков с ФССП с использованием СМЭВ 3.0.
  4. Расширение способов обеспечения уплаты задолженности перед КО (приостановление права пользования транспортным средством для должника КО).
  5. Нормативное урегулирование и внедрение смс–оповещения о задолженности по исполнительным листам при условии использования ЕИС ПСА.
  6. Обобщение и корректировка административной практики ФССП России по взысканию задолженности в пользу ФО.
  7. Нормативное урегулирование взыскания задолженности за счет остатка аванса за оказание услуг связи.
  8. Нормативное урегулирование универсальной идентификации ЮЛ и ФЛ в рамках исполнительного производства.
Скрыть

14. Повышение эффективности взаимодействия финансовых организаций с операторами подвижной радиотелефонной связи:

Показать
  1. Усиление надзора за соблюдением операторами связи законодательства о ПОД/ФТ, в том числе при выдаче и замене sim-карт (Экспертная группа по ПОД/ФТ, Комитет по информационной безопасности).
  2. Нормативное урегулирование и содействие созданию Единой информационной системы проверки сведений об абонентах и пользователях услуг связи для предоставления ФО права и возможности осуществлять автоматизированную проверку принадлежности модуля подвижной радиотелефонной связи конкретному лицу в целях противодействия незаконным операциям, обеспечения адресности коллекторских действий, проведения упрощенной идентификации, а также получения ФО информации о значимых действиях по договорам об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи (Экспертный совет по технологическим инновациям на финансовом рынке).
  3. Разработка и реализация мер по ограничению неконтролируемой передачи sim-карт третьим лицам для совершения финансовых операций.
  4. Законодательное закрепление механизмов предотвращения подмены абонентских номеров при передаче голосовых и текстовых сообщений (участие в деятельности Межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов противодействия мошенничеству, совершаемому с использованием телефонных номеров).
  5. Законодательное закрепление регулируемого тарифообразования на услуги связи для субъектов, обязанных пользоваться такими услугами на основании требований законодательства.
  6. Законодательное антимонопольное ограничение максимального отклонения тарифов на услуги связи для субъектов различных категорий.
  7. Совершенствование механизмов ценообразования при оказании услуг связи операторами подвижной радиотелефонной связи, в том числе в целях недопущения создания неравных условий конкуренции за счет существенного различия тарифов на идентичные услуги связи (рассылка СМС-сообщений) для различных абонентов.
  8. Участие в доработке законопроекта Минсвязи России о контроле IMEI и дистанционном заключении договоров связи.
Скрыть

15. Обеспечение взаимодействия с Системами электронных паспортов транспортных средств (РГ ЭПТС):

Показать
  1. Внесение изменений в Постановление Правительства № 1212 в целях урегулирования:
    1. Обязательность для всех указания в СЭП всех собственников и реквизитов договора, в том числе заключенного в электронной форме (по аналогии с Федеральным законом № 283–ФЗ).
    2. Добровольность указания сведений об обременениях.
    3. Предоставление только банкам права вносить сведения без второй стороны.
    4. Включение в состав выписки сведений обо всех собственниках и обременениях.
    5. Безвозмездность внесения сведений в СЭП.
  2. Разработка предложений по внесению изменений в законодательство (в т.ч. Федеральный закон № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации») в целях расширения состава сведений в ЭПТС и закрепления обязанности МВД России совершать регистрационные действия в отношении ТС с учетом содержания ЭПТС.
Скрыть

16. Борьба с мошенничеством в банковской сфере (Комитет по информационной безопасности):

Показать
  1. Получение разъяснений Банка России по применению Федерального закона № 167-ФЗ о приостановлении и возврате переводов денежных средств, осуществленных без согласия плательщика (фрод-мониторинг).
  2. Законодательное урегулирование процедур приостановления и возврата переводов денежных средств, осуществленных без согласия плательщика – физического лица (проект Антифрод–2.0) (совместно с ДИБ Банка России).
  3. Совершенствование системы противодействия мошенническим списаниям с корсчетов банков в системе Банка России и БЭСП (усиление защиты АРМ КБР, обеспечение оперативного информирования FinCERтом КО о несанкционированных списаниях, обеспечение соблюдения KO договоров с FinCERT).
  4. Усиление уголовной ответственности за киберпреступления и закрепление в УПК РФ порядка определения места совершения хищения в результате киберпреступления.
  5. Обобщение вопросов кредитных организаций по Положению Банка России № 382-П и подготовка изменений в него.
  6. Смягчение последствий перехода на импортозамещение для субъектов критической информационной инфраструктуры в финансовой сфере (доработка проекта указа Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению информационной безопасности в экономической сфере при использовании программного обеспечения и оборудования на объектах критической информационной инфраструктуры» и проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к программному обеспечению и оборудованию, используемому на объектах критической информационной инфраструктуры, и порядок перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения и оборудования»).
Скрыть

17. Платежи (Комитет по развитию платежных систем):

Показать
  1. Законодательное урегулирование и технологическая реализация использования СБП для выплаты заработной платы, социальных выплат (пенсий, пособий и т.п.), расширение состава участников и иные вопросы развития СБП.
  2. Противодействие установлению законодательного запрета на взимание комиссий за прием платежей ЖКХ (ЗП № 905546-7).
  3. Обеспечение недискриминационного доступа КО к приему платы за ГМУ и ЖКУ с использованием сайтов ФОИВ, ЕПГУ и ГИС ЖКХ (доработка законопроекта ФАС России).
  4. Проработка вопроса подключения к СБП для банков с универсальной лицензией, не имеющих ДБО для физических лиц.
  5. Совершенствование правового режима банковских платежных агентов: расширение их функционала, уточнение режима специальных счетов, расширение механизмов банковского контроля, проработка вопроса об их уведомительной регистрации в Банке России.
  6. Содействие нормативному обеспечению обязательности приема безналичных платежей при расчетах в Интернете.
  7. Актуализация Свода ответов на часто задаваемые вопросы по применению Федерального закона № 161-ФЗ (FAQ-161).
Скрыть

18. Банкострахование:

Показать
  1. Изменение административной практики по жалобам на навязывание дополнительных услуг при кредитовании в связи с введением «периода охлаждения» по договорам добровольного страхования.
  2. Корректировка практики теруправлений ФАС России по предъявлению требований об одностороннем расторжении навязанных договоров.
  3. Корректировка практики теруправлений ФАС России по признанию индивидуальных сообщений – оферт рекламными.
  4. Законодательное урегулирование создания Бюро страховых историй и его взаимодействия с системой БКИ.
Скрыть

19. Совершенствование законодательства по противодействию незаконному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (Экспертная группа по ПОД/ФТ при КБФР СФ):

Показать
  1. Оценка регуляторного воздействия проектов нормативных правовых актов в целях ПНИИИиМР.
  2. Подготовка предложений для развития внутреннего контроля в целях ПНИИИиМР на основе лучших практик, учитывая рекомендации международных организаций, в т.ч. развития базовых типовых правил внутреннего контроля по ПНИИИиМР.
  3. Развитие механизмов противодействия нестандартным операциям на финансовом рынке.
  4. Расширение экспертизы критериев для автоматического детектирования нестандартнвх операций и технологического комплаенс-сервиса как способа автоматизации их выявления.
Скрыть

20. Совершенствование трудового законодательства:

Показать
  1. Стандартизация заявлений, заполняемых работником при трудоустройстве, в части выплат заработной платы, отпускных, социальных выплат (пенсий, пособий и т.п).
  2. Распространение режима электронного юридически значимого документооборота между работником и работодателем (ЗП № 736455-7 в части введения ст.15.1 ТК РФ) на формирование таких документов в ДБО банка (отпуска, запрос справок, выписок, смена зарплатного банка и.т.п.).
Скрыть

21. Совершенствование законодательства о рекламе:

Показать
  1. Законодательное урегулирование вопросов, связанных с использованием чужих товарных знаков конкурентов в контекстной рекламе.
  2. Законодательное урегулирование использования знаков обслуживания, логотипов и брендов в SMS-рекламе.
Скрыть

22. Совершенствование системы использования средств материнского (семейного) капитала (МСК) при ипотечном кредитовании.

23. Содействие реализации Дорожной карты Банка России «Повышение финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп граждан».

24. Содействие развитию финансовой грамотности:

Показать
  1. Организация работы Молодежного финансового клуба довузовской подготовки «Афина».
  2. Реализация проекта «Финансовая грамотность с детства»:
    1. Подготовка и выпуск второй книги из серии «Волшебные приключения в мире финансов».
    2. Проведение лекций по финансовой грамотности в образовательных учреждениях.
Скрыть