24.09.2020 Получен ответ Минфина России на обращение НСФР с вопросами о налогообложении при списании задолженности по потребительским кредитам в случае прощения долга
НСФР обратился в Минфин России в целях выяснения позиции о порядке налогообложении прибыли при списании кредитными организациями просроченной задолженности, не признанной безнадежной в соответствии с НК РФ и Положением № 590-П, при реализации собственных программ погашения просроченной задолженности в отношении заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации в связи с пандемией коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Учитывая особую социальную значимость принятия мер поддержки заемщиков, попавших в сложную жизненную ситуацию, но не соответствующих требованиям специального закона «о кредитных каникулах» для предоставления льготного периода, кредитные организации предлагают им наряду с программами реструктуризации также иные способы урегулирования задолженности по договорам потребительского кредит (займа).
Так, многие банки готовы в соответствии со статьей 415 ГК РФ предоставить заемщикам освобождение от части обязательств по договорам потребительского кредита при условии оплаты заемщиками оставшейся части ссудной задолженности (прощение части долга, т.е. полное прекращение обязательства заемщика по договору потребительского кредита (займа)).
В подобном случае, банк, согласно Положению № 590-П, в целях признания ссуд безнадежными вправе предусмотреть в своих внутренних документах критерии, подтверждающие наличие обстоятельств, не зависящих от воли или действий должника, обусловленных пандемией новой коронавирусной инфекции (СОУГО-2019), при которых у должника объективно отсутствует возможность в соответствии с законом или договором исполнить обязательство как лично, так и с привлечением к исполнению третьих лиц.
При этом кредитным организациям – членам НСФР представляется, что в случае установления кредитной организацией в своих внутренних документах такого критерия, как безнадежность ссуды в связи с СОVID-2019 не приведет к нарушению налогового законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 292 НК РФ суммы резервов на возможные потери по ссудам, отнесенные на расходы банка, используются банком при списании с баланса кредитной организации безнадежной задолженности по ссудам в порядке, установленном Банком России, а нормы статьи 266 НК РФ, предусматривающие порядок признания расходов на формирование резервов по сомнительным долгам и порядок признания задолженности, под которую созданы указанные резервы, безнадежной в отношении резервов на возможные потери по ссудам не применяются, что прямо следует из пункта 5 статьи 266 и пункта 1 статьи 292 НК РФ.
Учитывая изложенное, НСФР просил Минфин России подтвердить правомерность вывода о том, что в случае признания ссуды безнадежной в соответствии с критерием, обусловленным СОVID-2019, списание задолженности за счет резерва не приведет к нарушению налогового законодательства.
В своем ответе, Минфин России указал, что суммы ссудной задолженности, включенные банком в резерв на возможные потери по ссудам в порядке, установленном статьей 292 НК РФ, признаются безнадежными и списываются с баланса кредитной организации по основаниям и в порядке, определенном в Положении № 590-П.
Вместе с тем, указанный механизм признания задолженности по процентам и основному долгу безнадежным долгом и дальнейшее их списание не применяется в случае прощения долга.
Пунктом 16 статьи 270 НК РФ установлено, что в составе расходов не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Прощение долга представляет собой освобождение кредитором должника от имущественной обязанности. В связи с этим прощение долга является разновидностью дарения (статья 572 ГК РФ).
Таким образом, убытки, полученные банками в случае принятия решения о прощении долга, не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, за исключением случаев, когда положениями НК РФ прямо предусмотрен иной механизм учета прощения долга.