Банки встали перед «светофором»

A A= A+

Они просят уточнить новую систему оценки клиентов от ЦБ.

Участники финансового рынка критикуют принятый Госдумой в первом чтении законопроект, предполагающий разделение клиентов банков по степени риска. Банкиры говорят о размытости критериев оценки, опасаются чрезмерных последствий для клиентов, а также резкого роста собственной ответственности и расходов. В ЦБ полагают, что реальная зона риска невелика, в нее попадут не более 0,7% от общего числа компаний и ИП.

Как стало известно «Ъ», 16 августа Национальный совет финансового рынка (НСФР) планирует направить в ЦБ, Минфин, Росфинмониторинг, комитет Госдумы по финансовому рынку и Совет федерации комментарии к новой версии законопроекта о создании на базе ЦБ сервиса «Платформа «Знай своего клиента»« (ЗСК). Этот документ Банк России, выступающий разработчиком проекта, разослал участникам рынка на рецензию в конце июля.

Проект предполагает, что ЦБ разделит всех клиентов банков по степени риска: низкий, средний и высокий (зеленый, желтый, красный).

Тех, у кого низкий и средний риск, ждет снижение нагрузки в антиотмывочной области, но для попавших в красную зону предусмотрен фактический запрет на деятельность.

В ЦБ считают, что в эту зону попадут не более 0,7% от общего числа компаний и ИП (около 50 тыс. юрлиц).

Первый вариант законопроекта был внесен в Думу в конце прошлого года, но получил отрицательные заключения от всех ведомств и участников рынка и в феврале его отозвали (см. «Ъ» от 17 февраля). Новый вариант, в котором наиболее серьезные недочеты оказались исправлены, принят в первом чтении в середине июня, однако и в нем для нового состава Думы были обозначены основные направления, требующие доработки (см. «Ъ» от 16 июня).

В письме НСФР содержится восемь пунктов, требующих доработки, но, по словам главы ассоциации Андрея Емелина, наиболее критичными являются три момента.

Законопроект предполагает внесудебное ограничение прав предпринимателей в противоречие с ГК и всего лишь на основании формального соответствия неким усредненным критериям, поясняет господин Емелин.

«Кроме того, планируется публиковать в открытом доступе сведения об отнесении компаний к конкретным группам риска, создавая для тех, кто попал в красную, невосстановимый репутационный ущерб, независимо от подтвержденности подозрений,– отмечает он.– И третье – банкам придется передавать в ЦБ большой объем информации, несмотря на заявляемый курс на сокращение административной нагрузки».

Ассоциация банков России (АБР) также готовит заключение на текущий вариант законопроекта. По словам ее вице-президента Алексея Войлукова, в документе учтены замечания банков по работе с клиентами, отнесенными к низкому уровню риска, однако для отнесения юрлиц к категории высокорисковых не определен четкий и исчерпывающий перечень критериев. «Банк оценивает степень риска совершения клиентом операций, предположительно совершаемых в целях легализации (отмывания) доходов, для клиента такие «предположения» и «оценки вероятности» приводят к блокированию средств во внесудебном порядке на продолжительный срок»,– поясняет он.

Господин Войлуков отмечает, что дополняются действующие обязанности банков по организации новых процедур, в результате чего стоимость системы внутреннего контроля существенно возрастает. «Учитывая то, что, по оценке ЦБ, доля клиентов высокого уровня риска от общего числа субъектов предпринимательской деятельности составит менее 1%, предлагается предусмотреть возможность применения процедуры принудительной ликвидации для таких ЮЛ/ИП по инициативе ЦБ или иного госоргана без дорогостоящей трансформации систем банков»,– говорит он.

Глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктор Достов считает нужным четко описать механизмы реабилитации юрлиц, а также иммунитет банков по их действиям с компаниями в красном и жёлтом секторе.

По его мнению, если государство берет на себя ответственность за ранжирование компаний, оно должно и отвечать за последствия.

Председатель Московской коллегии адвокатов «Арбат» Наталья Никольская полагает, что важно четко установить, чем отличаются правила для кредитных и некредитных организаций, поскольку сейчас все большее количество расчетов перетекает в последних. Кроме того, по ее мнению, необходимо определиться с тем, в какой мере все контрольно-информационные процедуры будут касаться граждан: «Любая неопределенность в вопросах прав физических лиц должна быть исключена».

Максим Буйло, «Коммерсантъ», 16 августа 2021