Подозрительные переводы хотят отправить в блок. Зачем банкам возможность останавливать операции без участия клиента

A A= A+

Банки попросили Центробанк разрешить им блокировать подозрительные операции без подтверждения со стороны клиентов. Об этом сообщает РБК. По закону, сейчас банк обязан возобновить проведение подозрительного денежного перевода, если клиент не вышел на связь в течение двух дней. Этого слишком мало, полагают кредитные организации. Человек часто не успевает разобраться в ситуации и определить мошенников.

Участникам рынка стоит обсудить вариант с расширением срока, когда клиент может подтвердить проведение операции, до пяти дней, отмечает заместитель руководителя Национального совета финансового рынка Александр Наумов: «Не всегда клиент в течение двух дней в состоянии связаться с банком, могут быть выходные дни, нерабочие, может физически не быть такой возможности. Конечно, можно было бы увеличить срок, например, до пяти дней, но при этом обязательно указать, что банк обязан в любой момент разблокировать операцию, как только клиент выходит на связь . Идея вообще не разблокировать операции плохая, потому что, возможно, кто-то начнет манипулировать деньгами клиента, и, например, какие-то банки, которые совершают сомнительные операции или банки, у которых не очень хорошее финансовое положение, могут на этом основании не совершать операции, ссылаясь на то, что они исполняют законодательную норму. Поэтому, скорее всего, Банк России вряд ли поддержит идею разрешить банкам бесконечно блокировать средства на счете клиента. А вот пункт по увеличению срока, наверное, стоит обсудить».

Подобные предложения от банков уже поступали в ЦБ в прошлом году. Банк России тогда отмечал, что увеличение срока приостановки денежного перевода не принесет положительного эффекта. У клиентов кредитных организаций действительно не всегда есть возможность подтвердить операцию, и поэтому каждый такой случай должен решаться индивидуально, считает председатель правления некоммерческого партнерства «Национальный платежный совет» Алма Обаева:

«Со стороны клиента может быть такая ситуация, что нет каких-то возможностей связаться с банком, подтвердить, а мне эти деньги нужны. Например, человек находится за границей, он получил перевод и хочет использовать эти деньги для выживания, тогда тоже странно, что деньги не поступают. Поэтому, учитывая социальную ситуацию, хочется это в общем порядке решить. А в каждом конкретном случае у человека своя ситуация. У банков есть статистика, по каким причинам блокировали операцию, удалось ли потом восстановить ее. Нужно больше информации для анализа и принятия корректного решения».

Кредитные организации определяют подозрительные операции по критериям Центробанка. Например, ее могу посчитать таковой, если информация о получателе денег обнаруживается в базе ЦБ о случаях и попытках перевода средств без согласия клиента. Кроме того, сомнительной могут признать операцию, если она не похожа на обычное поведение пользователя: отличаются время и место перевода денег, сумма и частота проведения трансакции.

Анна Никитина, «Коммерсантъ FM» от 11.06.2020