29.07.2019 НСФР предлагает создать реестр клиентов банков, которым было отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства

A A= A+

В газете «Известия» опубликована статья «Списочный устав: подозреваемых в отмывании средств хотят занести в единый реестр. Банковское сообщество предложило создать базу клиентов, которым отказали в обслуживании».

Статья посвящена заключению НСФР на разработанный Минфином России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в части уточнения оснований для принятия решений об отказе в совершении операции и об отказе от установления отношений (о прекращении отношений) с клиентом, а также информирования уполномоченного органа о подозрительных операциях)».

Законопроект опубликован для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru: https://regulation.gov.ru/projects#npa=82969.

Комментарий Заместителя Руководителя НСФР А.Е. Наумова:

На основе предложений участников Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при ЭСБЗ Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам НСФР подготовил предложения по доработке законопроекта Минфина России.

НСФР предлагается скорректировать концепцию Законопроекта, включив в него предложения по совершенствованию механизма «реабилитации отказников» в целях обеспечения реального и эффективного механизма защиты прав граждан и организаций, с учетом следующего:

1) Нормативно закрепить обязанность регулирующего органа в сфере ПОД/ФТ по ведению реестра лиц, в отношении которых имеются сведения о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада), расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации, а также о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

2) Предусмотреть механизм «подтверждения» со стороны Банка России (или Росфинмониторинга) предварительного решения банка об отказе в проведении операции или открытии счета (вклада), который позволит банкам приостанавливать проведение операции до получения «одобрения» от регулятора, не принимая решения об отказе в ее проведении или открытии счета (вклада) в ходе реализации собственных правил внутреннего контроля.

В настоящее время кредитные организации представляют сведения обо всех случаях отказов в Росфинмониторинг, который в свою очередь направляет указанные сведения в Банк России, после чего Банк России информирует в электронной форме все кредитные и некредитные финансовые организации.

Указанные сообщения не формируют единого реестра, поступают в финансовые организации разрозненно, в результате чего отменить применение мер к клиентам, попавшим в «список отказников» необоснованно, представляется крайне затруднительным.

Реализация предложений НСФР позволит существенно снизить риски «случайного» применения мер антиотмывочного законодательства без надлежащих оснований, а для лиц, в отношении которых указанные меры были приняты, – создать более «прозрачный» и эффективный механизм реабилитации.