НСФР направил в ГосДуму сводную отрицательную позицию кредитных организаций по законопроекту о введении новой категории операций обязательного контроля по ПОД/ФТ

A A= A+

В Государственной Думе 9 июня 2021 г. планируется рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона № 1165650-7 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3.1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».

На основании поправок к Законопроекту, одобренных Комитетом по безопасности и противодействию коррупции и изменяющих концепцию Законопроекта по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении, предлагается, в частности, внести изменения в статью 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусматривающие расширение критериев, по которым операции будут подлежать обязательному контролю в целях ПОД/ФТ.

Изменения, предлагаемые изменения в статью 6 Закона № 115-ФЗ не поддерживаются участниками финансового рынка, поскольку содержат крайне труднореализуемые элементы контроля, которые потребуют значительных финансовых расходов для корректировки процессов выявления операций, подлежащих обязательному контролю, при объективной невозможности полной автоматизации указанного процесса, что в конечном итоге приведет к повышению стоимости финансовых услуг. Также участники финансового рынка отмечают, что проектируемые сроки вступления в силу поправок в Закон № 115-ФЗ потребуют от финансовых организаций найма дополнительного персонала, а для доработки действующих процессов внутреннего контроля в целях реализации проектируемых изменений будет необходимо не менее одного года.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Законопроекта предлагается дополнить статью 6 Закона № 115-ФЗ новым пунктом 13-1, предусматривающим осуществление обязательного контроля в отношении операции по получению физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств, если эти денежные средства поступают от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом.

Кроме того, принятие Законопроекта в предлагаемой редакции статьи потребует определения всех возможных алгоритмов выявления операций, каналов поступления денежных средств, а также масштабной корректировки технических решений. Так, например, переводы денежных средств физическим лицам могут поступать на счета с использованием систем денежных переводов без открытия счета, а также в рамках Р2Р-переводов. Учитывая развитие каналов безналичных электронных платежей, кредитным организациям необходимо будет составить исчерпывающий список операций и проводок по поступлению денежных средств. При этом у подавляющего большинства кредитных организаций возникнут сложности в случае отсутствия интеграционных решений по передаче данных между их АБС и АБС платежных систем.

По оценке кредитных организаций, при принятии Законопроекта в текущей редакции затраты кредитных организаций на выявление операций, подлежащих обязательному контролю, вырастут на десятки процентов у небольших кредитных организаций и в несколько раз в крупных кредитных организациях.

В связи с вышеизложенным НСФР совместно с участниками финансового рынка подготовил заключение с предложениями по доработке текста Законопроекта, а также подробную статистику роста затрат кредитных организаций на его реализацию и направил в Государственную Думу и Совет Федерации.

Текст заключения НСФР