Получен ответ Банка России на обращение НСФР о направлении сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю по коду 1011

A A= A+

В НСФР обращаются кредитные организаций с вопросами о выявлении операций, подлежащих обязательному контролю (ОПОК) по коду вида операции 1011 с учетом положений Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

В этой связи НСФР подготовил и направил соответствующее обращение в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России.

В ответе Департамента сформулированы следующие позиции:

1. При формировании кредитной организацией ФЭС по операциям, подлежащим обязательному контролю с кодом вида операции 1011, осуществляемым посредством внесения наличных денежных средств в кассу, либо в банкомат/ платежный терминал сторонней кредитной организации, показатель 10 «Код признака операции (сделки)» таблицы 3.2 Правил принимает значение <5> – для операции с наличными денежными средствами; информация об операции подлежит отражению в блоке «СведенияВиесениеПолучениеНалДС» таблицы 3.2 Правил; блок «Сведения о переводах денежных средств, в том числе электронных денежных средств (СведенияПереводыДС)» таблицы 3.2 Правил отсутствует. В показателе 59 «Номер счета клиента» таблицы 3.2 Правил указываются сведения о номере счета клиента – юридического лица, на который зачисляются денежные средства.

2. В указанном в запросе случае, учитывая описание, приведенное в таблице 3.2 Правил к блоку «Сведения о физическом лице, индивидуальном предпринимателе, физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой», если показатель «Признак участника операции (сделки)» (ПризнКлиент) принимает значение <0>, то элементы показателей «СведФЛИП» и «НовСведФЛИП» заполняются в соответствии с информацией, которой располагает данная кредитная организация. При отсутствии у кредитной организации подлежащей отражению в ФЭС информации о рассматриваемом физическом лице показатели соответствующего блока, принимая во внимание признак их обязательности У, О(У), отсутствуют.

Если кредитная организация, в которой открыт банковский счет клиента – юридического лица, на который зачисляются денежные средства располагает информацией о том, что такие денежные средства внесены в кассу (в банкомат/платежный терминал) иной кредитной организацией в наличной форме физическим лицом, являющимся представителем данного юридического лица, то лицом, совершающим данную операцию, и получателем по ней является юридическое лицо – клиент кредитной организации, на счет которого зачисляются денежные средства. В этом случае, сведения о юридическом лице могут быть указаны в ФЭС однократно, как о получателе по операции; информация о физическом лице отражается, как о представителе данного юридического лица. Аналогичный подход применим при внесении денежных средств инкассаторской службой, при наличии у кредитной организации, в которой открыт счет юридического лица, информации о том, что такая инкассаторская служба обладает полномочиями на осуществление данных операций от имени и по поручению клиента.

3. Если кредитная организация на основании имеющихся в ее распоряжении сведений (документов) располагает информацией о том, что денежные средства, подлежащие зачислению на счет юридического лица – ее клиента, предоставлены физическим лицом в наличной форме на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент в иностранной валюте), то, по мнению Департамента, независимо от способа осуществления операции по зачислению таких денежных средств операция, приведенная в рассматриваемом вопросе обращения, подлежит обязательному контролю в соответствии с нормой абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.

Текст обращения НСФР

Текст ответа Департамента