Банки не вписались в вектор

A A= A+

Участники рынка жалуются на сроки получения данных из ЕБС.

Банкиры отмечают задержки с получением биометрических векторов из Единой биометрической системы (ЕБС) при обслуживании клиентов. Они предлагают установить норматив длительности ответа на запрос вектора не более минуты. В Центре биометрических технологий (ЦБТ, оператор ЕБС) и Минцифры наличие проблемы отрицают. В ЦБТ считают регламентирование излишним и затратным для самих участников рынка.

Банки столкнулись с проблемой оперативного получения биометрических векторов из Единой биометрической системы, рассказали источники «Ъ» на финансовом рынке и подтвердили в Национальном совете финансового рынка (НСФР). «Коллеги замечают, что вектора приходят с задержкой, иногда день-два»,– говорит один из собеседников «Ъ». По оценке другого источника «Ъ», проблема может быть связана с производительностью в части криптографической защиты данных. НСФР направила письмо о задержках (с ним ознакомился «Ъ») гендиректору Центра биометрических технологий Владиславу Поволоцкому. Письмо датировано 31 января, но в ЦБТ на момент сдачи материала его еще не получили.

ЦБТ оказывает услуги по идентификации и аутентификации. Банк при обслуживании клиента по биометрии обращается в ГИС ЕБС за вектором. Вектор – это персональные данные, полученные в результате математического преобразования биометрических персональных данных клиентов, хранящиеся в ЕБС.

В НСФР утверждают, что в оферте, которая размещена на сайте ЕБС, услуга по предоставлению вектора не регламентирована по срокам, а техподдержка поясняла банкам, что срок составляет «не более одних суток с момента запроса». Для участников рынка «столь длительный срок неприемлем», говорится в письме. Там приводятся в пример сроки ответов от других госсервисов. В частности, время ответа от МВД по проверке паспорта по статистике более чем в половине случаев составляет до 10 секунд и только в 3% случаев занимает более часа.

Как подчеркивает заместитель руководителя НСФР Александр Наумов, «предоставление вектора с лагом три часа не соответствует цели закона – доступности финансовых услуг, для которых время – главный фактор, влияющий на востребованность и стоимость».

В письме НСФР подчеркивается, что использование ЕБС необходимо не только для открытия счетов, вкладов, выдачи кредитов, но и для предотвращения мошенничества. В организации поднимают вопрос о том, чтобы нормативно закрепить срок предоставления векторов из ЕБС «не более минуты» с момента получения запроса и установить сроки в оферте ЦБТ.

В ЦБТ заверили, что время формирования вектора и его передачи уже сейчас составляет одну-две минуты: «При этом скорость передачи вектора никак не влияет на скорость оказания услуг пользователям коммерческих биометрических систем (КБС)». В ЦБТ считают, что нормативное закрепление скорости передачи векторов негативно скажется на самом рынке коммерческих биометрических систем. «Скорость передачи во многом зависит от инфраструктуры и каналов связи КБС. Регламентирование времени передачи приведет к ужесточению технических требований и, как следствие, к дополнительным расходам операторов КБС»,– поясняют там. В ЦБТ заверили, что рассмотрят предложение банкиров в случае его поступления.

В Минцифры также сообщили, что «проблем со скоростью передачи биометрических векторов из ГИС ЕБС не наблюдается».

Там добавили, что «при выдаче векторов из ГИС ЕБС нужно учитывать пропускную способность каналов электронного взаимодействия информационных систем», в том числе «важно соблюдать требования информационной безопасности и не допускать перегрузок».

В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко подчеркнули, что сейчас «обеспечена возможность оперативной обработки всех поступающих в систему запросов при безусловном соблюдении требований к информационной безопасности и защищенности данных пользователей».

По мнению юристов, в случае признания проблемы может потребоваться доработка нормативных документов. С учетом положений «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц…» Минцифры вопрос нормативного закрепления сроков оказания услуги относится к его компетенции, указывает советник управляющего партнера АБ «Казаков и партнеры» Диана Полетаева. Она допускает, что придется дорабатывать приказ министерства «О порядке обработки биометрических персональных данных и векторов единой биометрической системы».

Ольга Шерункова, «Коммерсантъ», 6 февраля.2024