Сдали в утилиту: счет по биометрии откроют не в каждом приложении банка

A A= A+

Кредитные организации попросили право самостоятельно выбирать программу для дистанционной идентификации.

Клиенты столкнутся с дополнительными трудностями при использовании единой биометрической системы (ЕБС): открыть счет по слепкам лица и голоса можно будет не в любом банковском приложении. Кредитные организации захотели самостоятельно выбирать, в каких утилитах они будут проводить идентификацию, говорится в отзыве Национального совета финансового рынка (НСФР) на соответствующий проект указания Центробанка (есть у «Известий»). Инициативу поддержали крупнейшие игроки рынка: это позволит оптимизировать затраты. В регуляторе заявили «Известиям», что внедрять технологию необходимо в самую популярную программу.

Вопрос в приложении

Если у банка несколько мобильных приложений (например, отдельные для физлиц, юрлиц, инвестиций и т.д.), он должен организовать открытие счетов по биометрии в той утилите, где обслуживается большая доля розничных клиентов. Это следует из проекта указания ЦБ, с которым ознакомились «Известия».

Однако количество клиентов каждого приложения постоянно варьируется, поэтому нецелесообразно дополнять биометрической идентификацией ту программу, которая становится более популярной в моменте. Об этом говорится в отзыве Национального совета финансового рынка на проект нормативного акта регулятора (документ есть у «Известий»). В связи с этим организация предлагает сохранить за банками безусловное право выбора любой собственной утилиты, с помощью которой новый клиент сможет открыть счет после идентификации через ЕБС.

– Внедрение биометрии должно вписываться в бизнес-модель каждого конкретного банка. Поэтому определение единых критериев экономически нецелесообразно. Например, кредитной организации может быть выгоднее и технологически проще самостоятельно выбирать, какое мобильное приложение использовать для идентификации нового клиента. Навязывание условий регулятором приведет к излишним затратам банков и недовольству клиентов, в этом вопросе рынок финансовых услуг должен сам себя регулировать, – пояснил замруководителя НСФР Александр Наумов.

Он отметил, что расширение биометрической идентификации на все банковские приложения приведет к увеличению стоимости и временных затрат на реализацию функционала, притом что окупаемость не гарантирована. Стоимость внедрения идентификации по ЕБС в утилиты для смартфонов будет индивидуальной для каждого банка в зависимости от его инфраструктуры, зрелости и множества других параметров, заявили «Известиям» в «Ростелекоме», который выступает оператором ЕБС. Там не уточнили порядок затрат.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Клиенты, сдавшие слепки лица и голоса в ЕБС, могут дистанционно открыть счет в любом банке, который уже реализовал такой функционал. К 1 января 2022 года такую возможность должны организовать все кредитные организации с универсальной лицензией. С июля 2018 по январь 2020 года, по подсчетам ЦБ, россияне сдали в систему только около 160 тыс. образцов.

Возможность дистанционного открытия счета или получения кредита с использованием ЕБС способствует повышению доступности финансовых услуг для граждан, а также развитию конкуренции, подчеркнули в Центробанке. В регуляторе убеждены, что возможность дистанционно получить финансовые услуги обязательно должна обеспечиваться с использованием наиболее востребованного гражданами мобильного приложения банка. Именно эти требования планируется закрепить указанием Банка России.

Без препятствий

В определенных условиях интеграция биометрии только в одно банковское приложение может стать преградой для развития ЕБС, полагает аналитик «Финама» Алексей Коренев. Например, гражданин хочет открыть по ЕБС инвестиционный счет, но сначала ему нужно скачать обычную программу банка для физлиц и пройти в ней идентификацию. По словам эксперта, россияне пока и так недостаточно доверяют биометрии, поэтому любые трудности с ее использованием могут отразиться на развитии ЕБС и росте ее популярности.

Почта Банк, РСХБ, ПСБ и СКБ-Банк уже реализовали открытие счетов по слепкам лица и голоса в своем основном приложении для физлиц. Так же планируют поступить в ВТБ, «Абсолюте», МКБ, «Зените» и крымском РНКБ. При реализации возможности применения биометрии для юрлиц ВТБ готов использовать сервис и в других утилитах, подчеркнули там.

При этом в крупнейших российских кредитных организациях поддерживают предложение НСФР о самостоятельном выборе банком приложения для идентификации. Регистрация по биометрии только в одной утилите не может стать препятствием для развития ЕБС – программа будет выбрана с учетом окупаемости затрат на интеграцию и максимального охвата клиентов, пояснили в банке «Зенит».

В крымском РНКБ добавили, что на развитие биометрии прежде всего влияет количество и качество услуг, которые можно оформить с ее помощью. Для массового использования технологии необходимо, чтобы к системе присоединились не только банковские, но и другие услуги, в том числе государственные: например, чтобы через ЕБС можно было получать медицинские консультации в рамках ОМС, оплачивать проезд в общественном транспорте, согласны в ПСБ. Представитель СКБ-Банка считает, что толчком для развития системы станет активное наполнение базы.

В посткризисных условиях финансовые организации не планируют на добровольной основе интегрировать ЕБС в свои бизнес-процессы, ожидает старший аналитик банковских рейтингов НРА Надежда Караваева. По ее словам, пока у клиентов нет заинтересованности в предоставлении биометрической информации, поскольку это не обуславливается получением услуг. Кроме того, граждане опасаются за безопасность личных цифровых данных, а также у них отсутствует понимание механизмов защиты этих сведений.

Наталья Ильина, Известия, 1 апреля 2021