07.08.2020 Получен ответ Росфинмониторинга на вопросы НСФР о формировании и применении индекса качества информационного взаимодействия кредитных организаций

A A= A+

В НСФР обращаются кредитные организации с вопросами, связанными с получением Индекса качества информационного взаимодействия кредитных организаций (Индекс) с Росфинмониторингом, созданного в рамках разработки концепции «обратной связи» о качестве направляемой информации и результатах ее использования в целях ПОД/ФТ по итогам заседания Коллегии Росфинмониторинга от 19.12.2019.

В этой связи НСФР направил обращение в Росфинмониторинг вопросы по применению Индекса. В ответе Росфинмониторинга была озвучена следующая позиция, а также выражена готовность взаимодействовать в НСФР по вопросам реализации Индекса.

По вопросу 1 обращения

Росфинмониторинг размещает Индекс кредитным организациям, входящим в состав Совета комплаенс при МВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также его региональных подразделений. Данный «пилотный» проект реализуется на добровольной основе и нацелен на развитие механизмов предоставления обратной связи по направляемым СПО в соответствии с положениями 34-й рекомендации ФАТФ. Концепция Индекса была доложена и одобрена на Форуме ФАТФ по надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ, состоявшемся в 2019 году в г. Санья (КНР).

По вопросам 2-3 обращения

Индекс носит информационный характер для кредитных организаций. У кредитных организаций не возникают юридически значимые последствия непосредственно в связи с доведением до них Индекса. В случае, если кредитная организации не заинтересована в предоставлении такого рода информации от Росфинмониторинга, она может обратиться письменно или в рабочем порядке (контактному лицу), и соответствующую опцию в ее Личном кабинете отключат.

По вопросу 4 обращения

В показателе «Направление информации о рисках ОД/ФТ» оценивается активность взаимодействия подотчетного субъекта с Росфинмониторингом с точки зрения информирования о новых рисках (направление короткой справочной информации о наблюдаемых трендах и рисках в кредитно-финансовой сфере, типологиях, профилей (портрета) клиентов, совершивших подозрительные транзакции и т.д.). В настоящее время во взаимодействии с членами совета комплаенс обсуждается рекомендуемая структура предоставления такого рода информации. С учетом добровольного характера сотрудничества по данному направлению полагаем, что процесс и формы информирования должны быть стандартизированы и сопряжены с минимальными трудозатратами со стороны комплаенс подразделений подотчетных организаций.

По вопросам 5-6 обращения

Алгоритмы и критерии оценки показателя «СПО с низким фокусом на риски ОД/ФТ» в настоящее время дорабатываются с учетом предложений, поступивших от членов Совета комплаенс.

В настоящее время критерием оценки показателя «СПО с низким фокусом на риски ОД/ФТ» является доля сообщений, поступивших по дополнительному коду 6001 с неинформативным полем «Дополнительные сведения». Например, достаточно часто кредитные организации ограничиваются следующими формулировками: «операция связана с ОД/ФТ» или «у кредитной организации в отношении клиента имеется негативная информация» и др. без описания критериев и признаков, на основании которых операция (сделка) признана подозрительной.

По вопросу 7 обращения

Сектор – вид организаций/индивидуальных предпринимателей, на которых распространяются требования статьи 5 и статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ. Например, кредитные организации или микрофинансовые организации.

По вопросу 8 обращения

Вопрос о подготовке отдельных рекомендаций для кредитных организаций по данному направлению взаимодействия обсуждается с участвующими в этом пилотном проекте кредитными организациями. Корректировка алгоритма расчета показателей Индекса осуществляется на постоянной основе с учетом предложений, поступающих от кредитных организаций. Обновленный алгоритм оперативно доводится до участников проекта для учета в работе.

По вопросу 9 обращения

Кредитная организация направляет в Росфинмониторинг письмо. По результатам рассмотрения направляется ответ в банк и при необходимости корректируется Индекс качества информационного взаимодействия.

По вопросу 10 обращения

Ожидаем, что показатели, отображаемые в Индексе, будут востребованы и полезны кредитным организациям, а в целом этот 1Т-проект позволит повысить качество информирования о подозрительных операциях.