16.11.2016 Государственной Думой и Правительством поддержана инициатива НСФР об изменении порядка формирования резерва по сомнительным долгам при исчислении налога на прибыль. Банки высоко оценили достижение НСФР.

A A= A+

Сегодня Государственной Думой в третьем чтении принят Законопроект № 880424-6 «О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части изменения порядка создания резерва по сомнительным долгам при исчислении налога на прибыль организаций), который был разработан в рамках Комитета НСФР по налогообложению, учету, отчетности и аудиту, поддержан Минфином России и внесен в Государственную Думу 14.09.2015 группой депутатов.

Нормами действующей редакции статьи 266 НК РФ определено, что сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Учитывая, что размер резерва не может превышать 10% от выручки текущего отчетного периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ, в первом квартале у организации возникают дополнительные доходы в виде восстановленных в составе доходов сумм резерва по сомнительным долгам, поскольку выручка за истекший налоговый период, как правило, значительно превышает размер выручки первого квартала.

В дальнейших отчетных периодах, в связи с увеличением выручки, возникают дополнительные расходы в части отчислений на формирование резерва сомнительных долгов, который восстанавливается до показателей начала года. Для устранения этого несоответствия, а также обеспечения стабильности уровня создаваемых резервов, предлагается введение механизма, предусмотренного Законопроектом.

Законопроектом предусматривается исчисление суммы создаваемого резерва по сомнительным долгам по итогам налогового периода от выручки текущего налогового периода в размере, не превышающем 10 процентов. При этом сумма резерва, исчисленного в течение налогового периода по итогам отчетных периодов, не может превышать большую из величин: 10 процентов от выручки предыдущего налогового периода или 10 процентов от выручки текущего отчетного периода.

При прохождении в Государственной Думе Законопроект получил поддержку Правительства Российской Федерации и 16 ноября 2016 года принят в третьем чтении.

В ближайшее время ожидается рассмотрение Законопроекта Советом Федерации и направление на подписание Президенту Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Представитель ПАО «ОТП Банк» Павел Алексеев отмечает: «Принятие закона является результатом большой работы, проделанной НСФР совместно с Минфином и крупными розничными банками, и стало важным шагом в совершенствовании налогового законодательства. Внесенные в статью 266 НК РФ изменения позволят исключить неоднозначное токование ее норм и равномерно распределять в течение налогового периода налоговую нагрузку на налогоплательщиков, создающих резервы по сомнительным долгам.»

Страница Законопроекта на сайте Государственной Думы:

 

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=880424-6&02