18.01.2024 состоялось очередное заседание Рабочей подгруппы по санкционному комплаенс при Экспертной группе по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску при ЭКС Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации
В заседании, проходившем в смешанном формате, приняли участие представители финансовых организаций, Банка России и Минфина России.
Предметом обсуждения в рамках заседания стали актуальные вопросы исполнения обязанностей о применении специальных экономических мер (СЭМ) в отношении блокируемых лиц и подконтрольным им лиц, а также форматы представления в Банк России отчетности о примененных СЭМ.
Указанные вопросы приобрели особую актуальность с учетом вступления 1 февраля 2024 года в силу изменений в Федеральный закон от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», которые были внесены Федеральным законом от 04.08.2023 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 281-ФЗ, Федеральный закон № 422-ФЗ, соответственно).
Заседание провел Председатель Экспертной группы по вопросам ПОД/ФТ, внутреннему контролю и регуляторному (комплаенс) риску, Заместитель руководителя НСФР Александр Наумов.
На заседании были рассмотрены следующие вопросы:
- Порядок применения требований Федерального закона № 281-ФЗ в редакции Федерального закона № 422-ФЗ;
- Требования нормативных правовых актов Банка России о порядке уведомления о замораживании (блокировании). Формат, сроки, состав и порядок представления информации в Банк России;
- Необходимость создания централизованного ресурса Перечней лиц по Федеральному закону № 281-ФЗ (cписки, ресурсы, порядок доступа).
- Установление ответственности за нарушения Федерального закона № 281-ФЗ.
В ходе заседания участники ознакомились с результатами проведенного НСФР опроса о практике применения Федерального закона № 281-ФЗ (результаты опроса приложены в Приложении № 1).
По мнению финансовых организаций, принявших участие в опросе, в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренным Федеральным законом № 281-ФЗ в редакции Федерального закона № 422-ФЗ, необходимо создание единого государственного информационного ресурса, который содержал бы сведения о блокируемых лицах, которые в настоящее время разобщены на уровне нескольких подзаконных актов.
Наиболее популярным на сегодня коммерческим ресурсом, который позволяет автоматизировать процесс проверки санкционных списков, является ресурс X-COMPLIANCE (АО «Интерфакс»), который используют 2/3 из числа опрощенных финансовых организаций, а 1/3 участников опроса сообщила о применении интеграционных решений (API) для упрощенной автоматизации процесса контроля по различным спискам.
Участниками заседания было отмечено, что Федеральным законом № 281-ФЗ в редакции Федерального закона № 422-ФЗ не предусмотрены так необходимые на практике дистанционные форматы непосредственного взаимодействия с органами государственной власти по практическим вопросам применения СЭМ.
Подобный механизм уже выстроен между кредитными организациями и уполномоченным органом по вопросам о необходимости применения мер по блокированию (замораживанию) денежных средств и иного имущества лиц, включенных в перечни террористов и экстремистов Росфинмониторинга – при возникновении вопросов кредитные организации могут обратиться в Росфинмониторинг через личный кабинет для получения оперативных разъяснений.
Также представители финансовых организаций обратили особое внимание на то, что на дату проведения заседания Банком России не был опубликован проект форматов отчетности о примененных специальных экономических мерах, что повышает регуляторные риски для финансовых организаций с учетом скорого вступления в силу Федерального закона № 422-ФЗ. в ближайшее время проект нормативного правового акта будет согласован с Минюстом России и Банк России опубликует форматы отчетности.
По результатам заседания было принято решение о подготовке ряда обращений в органы государственной власти и Банк России для экспертной проработки выявленных проблем правоприменения в области СЭМ и внесения отдельных изменений в действующие законодательные акты.
В частности, было подготовлено обращение в Банк России с просьбой о введении моратория сроком на 9 месяцев на применение мер воздействия в отношении финансовых организаций, до которых заблаговременно не были доведены проекты форматов отчетности, в результате чего их информационные банковские системы не могут быть оперативно обновлены в целях обеспечения их соответствия действующим нормативным требованиям.
Результаты опроса - https://disk.yandex.ru/i/WhbcBObOER6VSA
Обращение в Банк России - https://disk.yandex.ru/i/eYnz3T5RDNWVtA