НСФР совместно с крупнейшими банковскими и платежными ассоциациями направил в Государственную Думу и Банк России обращение по законопроекту, вводящему запрет на банковские комиссии при оплате услуг ЖКХ

A A= A+

14 октября 2020 г. Комитетом Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству был рекомендован к принятию во втором чтении проект федерального закона № 905546-7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссионного вознаграждения при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги» (далее – Законопроект). В редакции второго чтения Законопроекта предусмотрен полный запрет на взимание комиссии операторами по переводу денежных средств, платежными агентами и оператором почтовой связи за перечисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Несмотря на то, что в мае текущего года с учетом позиции Правительства Российской Федерации и финансового сообщества была достигнута принципиальная договоренность о том, что от комиссии за оплату услуг ЖКХ будут освобождены только наиболее уязвимые группы граждан и Комитетом ГосДумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству был рассмотрен соответствующий проект таблицы поправок, в тексте, рекомендованном 14 октября 2020 г. к принятию, эти решения не учтены и освобождение затрагивает всех физических лиц без ограничений.

В этой связи НСФР совместно с Ассоциацией участников рынка электронных денег и денежных переводов, Ассоциацией «Финансовые инновации» и Национальной платежной ассоциацией направили в Государственную Думу и Банк России обращение о недопустимости поспешного принятия Законопроекта.

Консолидированная позиция ассоциаций включает следующие основные тезисы:

– предложенные меры не соответствуют целям антимонопольного законодательства. В частности, запрет на взимание комиссий за прием некоторых категорий платежей будет препятствовать созданию условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть вторая статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»);

– предложенные меры ограничивают принцип свободы договора. В настоящее время наличие и размер комиссионного вознаграждения устанавливается в договорах с плательщиком и получателем денежных средств. Запрет на взимание комиссий приведет к ограничению принципа свободы договора, предусмотренного статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации;

– законодательством уже предусмотрены субсидии для поддержки социально уязвимых групп населения;

– неизбежность кросс-субсидирования услуг по обработке платежей. Запрет на взимание коммунальных комиссий очевидно приведет к снижению экономической заинтересованности участников рынка по оказанию услуг по приему коммунальных платежей и, как следствие, уменьшению количества организаций, оказывающих такие услуги, усложнению для населения процедуры осуществления платежей, снижению доступности указанных услуг для физических лиц;

– у потребителей уже есть выбор оплаты коммунальных услуг без комиссии. В частности, возможность безналичной оплаты без взимания комиссий предусмотрена на сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Также, согласно судебной практике, организации коммунального комплекса должны предоставлять как минимум один бесплатный способ оплаты своих услуг.

Текст обращения