24.08.2020 Получен ответ Банка России на обращение НСФР с вопросами исполнения финансовыми организациями норм Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ в части совершенствования обязательного контроля

A A= A+

В связи с обращениями в НСФР кредитных организаций с вопросами о порядке исполнения положений Федерального закона от Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля» НСФР совместно с Экспертной группой по вопросам ПОД/ФТ, внутреннего контроля и регуляторного (комплаенс) риска при ЭКС Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, направил в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России свод вопросов по применению Закона № 208-ФЗ.

В ответе Департамента сформулированы следующие позиции.

По вопросу № 1

Законом № 208-ФЗ введено понятие «подозрительные действия клиента, его представителя» и установлена обязанность организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информировать уполномоченный орган о таких действиях клиента, его представителя. Данные изменения вступают в силу с 1 марта 2022 года.

Изменения в нормативные акты Банка России, в том числе в порядок представления сведений, подлежащих направлению в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, будут подготовлены Банком России с учетом отлагательного характера соответствующих норм Федерального закона № 208-ФЗ.

По вопросам № 2 и 8

Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ (здесь и далее по тексту – в редакции Закона № 208-ФЗ) обязательному контролю подлежат операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемые по сделке с недвижимым имуществом, то есть наличные и безналичные расчеты, осуществляемые в рамках сделки с недвижимым имуществом.

Операции, осуществляемые клиентом, связанные с помещением в предоставленный ему кредитной организацией индивидуальный банковский сейф и изъятием из него наличных денежных средств, сами по себе не являются операциями, осуществляемыми по сделке с недвижимым имуществом, и не подлежат обязательному контролю в соответствии с рассматриваемой нормой.

Вместе с тем, если помещенные наличные денежные средства в предоставленный покупателю недвижимого имущества кредитной организацией индивидуальный банковский сейф выдаются лицу, являющемуся продавцом недвижимого имущества, на основании договора или иных, необходимых для получения денежных средств документов, то такая операция представляет собой расчеты по сделке с недвижимым имуществом, то есть осуществляется по сделке с недвижимым имуществом и, соответственно, подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ (при условии ее совершения на установленную Законом № 115-ФЗ сумму).

По вопросу № 3

В соответствии с пунктом 1.6 статьи 6 Закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит каждая операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга), совершаемая на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

Обязанности суммировать указанные операции и вести их учет нарастающим итогом у кредитных организаций не возникает.

По вопросу № 4

При отсутствии у кредитной организации сведений, необходимых для квалификации операций с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемых по сделкам с недвижимым имуществом либо по договору финансовой аренды (лизинга), в качестве подлежащих обязательному контролю, она вправе (но не обязана) запросить у клиента недостающую информацию. При методология выявления подобных операций определяется кредитной организацией самостоятельно в рамках ПВК по ПОД/ФТ.

По вопросу № 5

У кредитных организаций не возникает обязанности суммировать и вести учет нарастающим итогом операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с абзацем 10 подпункта 4 пункта 1 и пунктом 1.1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.

По вопросу № 6

Банком России совместно с Федеральной службой по финансовому мониторингу в настоящее время проводится работа по корректировке Правил составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Закона № 115-ФЗ.

По вопросу № 7

Внесение Законом № 208-ФЗ изменений в абзац 2 пункта 2 статьи 6 и абзац 2 пункта 1 статьи 7.5 Закона № 115-ФЗ в части дополнения их словами «других юридических лиц, а также физических лиц» касаются перечня лиц, до сведения которых осуществляется доведение Перечня экстремистов и Перечня ФРОМУ, и не определяют новых оснований для применения мер по замораживанию (блокированию).

По вопросу № 9

Сформулированный вывод об отсутствии у кредитных организаций обязанности осуществлять мониторинг совершенных их клиентами в иных кредитных организациях операций, соответствующих критериям операций, подлежащих обязательному контролю, напрямую следует из пункта 4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.

По вопросу № 10

Операции по скупке, купле-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, не относятся к операциям, обязанность по контролю за которыми возложена на кредитные организации подпунктом 1 пункта 4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ.

Обращение НСФР

Ответ Банка России