24.09.2019 НСФР направлены предложения в Правительство и Государственную Думу по совершенствованию законодательства об электронной подписи

A A= A+

23 сентября 2019 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялись Парламентские слушания на тему «О мерах защиты прав и законных интересов граждан при использовании электронной цифровой подписи», посвященные обсуждению проекта федерального закона № 747528-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи».

В связи с концептуальными возражениями финансовых организаций НСФР подготовил предложения по совершенствованию регулирования в сфере электронной подписи и направил их в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу.

НСФР, в частности, указал, что принятие Законопроекта в действующей редакции не соответствует интересам цифровой экономики, исходя из следующего:

– Законопроектом устанавливается государственная монополия на деятельность в сфере изготовления и выдачи квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей, что приведет к существенным затратам бюджета на доработку государственных информационных систем, а также в связи с исключением конкуренции приведет к снижению качества и доступности услуг, связанных с выдачей электронной подписи, и их удорожанию для пользователей;

– Законопроектом предусматривается изменение модели работы самой электронной подписи, согласно которой юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) для подписания документов будет необходимо иметь 2 электронные подписи: собственную и личную электронную подпись физического лица – сотрудника, что приведет к существенному юридическому и технологическому усложнению нынешних бизнес-процессов в масштабе всей экономики;

– нормы Законопроекта не предусматривают конкретных мер по снижению ключевого риска – надлежащей идентификации владельца электронной подписи, что исключает позитивный эффект от его принятия;

– положения Законопроекта необоснованно исключают возможность получения квалифицированного сертификата электронной подписи представителем юридического лица, действующим от имени юридического лица на основании доверенности, выданной в простой письменной форме, которая на текущий момент времени используется в гражданском обороте в подавляющем большинстве случаев, что приведет и дополнительным расходам хозяйствующих субъектов.

При этом финансовые организации поддерживают как разумное повышение финансовых требований к удостоверяющим центрам, так и переход от модели использования УКЭП в рамках действующей редакции Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» непосредственно к целевой модели, основанной на использовании цифрового Удостоверения личности гражданина (минуя модель, предложенную Законопроектом, с использованием двух УКЭП), позволяющей снизить риски владельцев электронных подписей и их контрагентов.

О проекте федерального закона № 747528-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи»