АКРА поддержало инициативу НСФР о введении специальных тарифов на рейтинговые услуги для региональных банков с базовой лицензией

A A= A+

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АО) (АКРА) поддержало инициативу НСФР о введении специальных тарифов на рейтинговые услуги для региональных банков с базовой лицензией (ББЛ) и выразило готовность по присвоению рейтингов ББЛ с размером активов не более 3 млрд. рублей на последнюю отчетную дату на специальных ценовых условиях на 2023 – 2024 г.г.

В целях обеспечения для ББЛ, большинство из которых являются региональными или специализированными банками, возможности выдавать гарантии своим клиентам, являющимся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по заключаемым с ними в соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) контрактам, а также создания благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности в регионах, НСФР обратился в АКРА с просьбой о возможности разработки специальных (пониженных) тарифов, применяемых в отношении ББЛ.

В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 банки, осуществляющие выдачу независимых гарантий в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и включаемые в формируемый Минфином России перечень, должны соответствовать требованию о наличии кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА.

Критериям для присвоения кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» соответствует (и в ряде случаев с превышением) значительное число ББЛ, много лет активно работавших с клиентами в своих регионах и предоставлявших им, в том числе, банковские гарантии для целей Закона № 44-ФЗ в пределах своего капитала.

Однако после перехода на исключительно рейтинговый критерий для допуска к гарантийным операциям для целей Закона № 44-ФЗ большинство из таких региональных банков, имеющих незначительные суммовые значения выдаваемых гарантий, были вынуждены свернуть данное направление своего бизнеса, не имея экономической возможности приобрести услуги рейтинговых агентств по присвоению рейтинга и ежегодному его подтверждению по действующим тарифам.

В результате переход на рейтинговый критерий лишил экономически устойчивые региональные банки с базовой лицензией возможности эффективно и комплексно обеспечивать нужды своих клиентов по получению гарантий, приводя в результате к перетоку клиентов и снижая тем самым уровень региональной конкуренции не только в сфере госзакупок, но и на рынке банковских услуг в целом.

В то же время выработка специального ценового предложения для региональных банков с базовой лицензией позволила бы без снижения экономических требований к уровню их экономической устойчивости для присвоения рейтингов создать высокоэффективный стимул для развития региональных рынков банковских услуг.

С учетом того, что Политика ценообразования АКРА имеет гибкую систему оплаты рейтинговых услуг, НСФР в своем обращении предложил АКРА рассмотреть возможность разработки специальных (пониженных) тарифов в отношении ББЛ.

По итогам рассмотрения указанных предложений и проведения рабочего совещания с участием представителей АКРА и НСФР получен ответ Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АО) с просьбой о доведении до заинтересованных ББЛ информации о готовности АКРА предложить специальные ценовые условия на 2023 – 2024 год для региональных ББЛ с размером активов не более 3 млрд. рублей на последнюю отчетную дату.

Одновременно АКРА отмечено, что:

  • при рейтинговании ББЛ будет применяться единая для российских кредитных организаций методология присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, что обуславит полноценное проведение рейтингового анализа в рамках применения методологии;
  • процесс присвоения, пересмотра и отзыва кредитных рейтингов для ББЛ будет идентичен рейтинговому процессу в отношении иных видов объектов рейтинга;
  • полученный кредитный рейтинг не будет иметь каких-либо ограничений со стороны кредитного рейтингового агентства на его применение, в т.ч. по цели его применения, а также размеру обязательств объекта кредитного рейтинга на сумму одной гарантии.

НСФР полагает, что установление специальных тарифов для оказания рейтинговых услуг ББЛ позволит повысить уровень банковской конкуренции в регионах, будет способствовать росту доходов ББЛ, что, в свою очередь, позволит им обеспечить затраты на внедрение и развитие финансовых технологий и повышение уровня информационной безопасности в интересах клиентов, что интегрально повысит стабильность регионального уровня национальной банковской системы.