НСФР направил дополнительные предложения по доработке ко второму чтению законопроекта по защите социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности
В Государственной Думе готовится ко второму чтению проект федерального закона № 1248303-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на защиту социальных выплат граждан от списания в счет погашения задолженности, в том числе по потребительскому кредиту (займу).
В соответствии с концепцией Законопроекта, изложенной в Пояснительной записке, предлагается ввести запрет на списание кредитными организациями в счет погашения задолженности по потребительскому кредиту (займу) единовременных и периодических выплат, предоставляемых в рамках мер социальной поддержки.
Одновременно Законопроект усиливает защиту социальных выплат от списания по исполнительным документам. Так, в Законопроекте предлагается внести в часть 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) изменения, уточняющие и расширяющие перечень доходов, в отношении которых обращение взыскания запрещено.
При этом все предлагаемые в Законопроекте поправки полностью соответствуют его концепции.
Вместе с тем, в настоящее время в рамках подготовки Законопроекта ко второму чтению в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поступили дополнительные предложения, предусматривающие возложение на банки обязанности по приему заявлений граждан о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ), если взыскание осуществляется вне рамок исполнительного производства в соответствии Законом № 229-ФЗ.
На основании проведенных консультаций с участниками финансового рынка НСФР подготовил обращение в Государственную Думу, Совет Федерации, Правительство Российской Федерации и Банка России, в котором проинформировал государственные органы о том, что законодательное возложение на банки указанной обязанности концептуально не поддерживается банковским сообществом по ряду оснований, включая:
1. Указанные предложения не соответствуют концепции Законопроекта, принятого в первом чтении, в связи с чем их учет приведет к нарушению установленного порядка рассмотрения законопроектов в Государственной Думе Российской Федерации.
2. По сути на банки планируется возложить публично-правовые функции по приему и проверке заявлений должников, аналогичные функциям наделенных широким кругом административно-властных полномочий территориальных органов ФССП России.
3. С учетом большого количества обслуживаемых в каждом банке клиентов – физических лиц, в отношении которых производится взыскание задолженности и со счетов которых осуществляется списание денежных средств, законодательное возложение на банки даже технической обязанности по приему по сбору, регистрации и передаче в территориальные органы ФССП заявлений о сохранении ПМ приведет к увеличению в несколько раз операционной нагрузки на банки и значительным материальным затратам, которые повлияют на удорожание финансовых услуг для всех категорий клиентов.