Получен ответ МВД России на обращение НСФР с вопросами и предложениями о проблемах обеспечения прав граждан при использовании сервиса МВД России «Проверка по списку недействительных российских паспортов».

A A= A+

В НСФР обращаются кредитные организаций с информацией о проблемах при использовании сервиса МВД России «Проверка по списку недействительных российских паспортов»: http://xn--b1afk4ade4e.xn--b1ab2a0a.xn--b1aew.xn--p1ai/info-service.htm?sid=2000

Информация о действительности (недействительности) паспорта имеет важное практическое значение для кредитных организаций, которые осуществляют соответствующую проверку при идентификации (упрощенной идентификации) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также при обновлении сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) (пункт 2.2 Положения Банка России от 15.10.2015 № 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

Для установления сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов кредитные организации используют информацию, получаемую при помощи Сервиса, а именно – файл, содержащий список недействительных (утраченных (похищенных), оформленных на утраченных (похищенных) бланках паспорта гражданина Российской Федерации, выданных в нарушение установленного порядка, а также признанных недействительными) паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – Список).

По информации кредитных организаций, с марта 2021 г. при использовании Списка наблюдается следующая проблема – паспорта, с момента выдачи которых прошло не более двух недель, оказываются внесенными в Список как недействительные и только через некоторое время исключаются из него.

Указанное обстоятельство приводит к ситуации, при которой банки вынуждены отказывать в обслуживании гражданам, имеющим недавно выданные паспорта, поскольку данные паспорта формально имеют статус «Недействительный», что неизбежно влечет обоснованное недовольство клиентов, репутационные риски для кредитных организаций, а также снижает степень доверия граждан и банков к использованию Сервиса.

Учитывая изложенное, НСФР направил в МВД России обращение с предложением разработать и реализовать меры по оперативной актуализации сведений в перечне недействительных паспортов после получения документа его законным владельцем, чтобы исключить нарушение прав граждан в результате квалификации надлежаще оформленных и выданных им паспортов в качестве недействительных.

В своем ответе МВД России указало, что в сервисе МВД России актуализированы соответствующие сведения, а также напомнил о том, что данный сервис носит только информационный характер, а юридически значимая информация размещена в Сервисном концентраторе. Также МВД России проинформировало о плане по возможному упразднению сервиса МВД России в пользу сервиса, который будет размещен на ЕПГУ.

Текст обращения НСФР

Текст ответа МВД России