В связи с возникающими в деятельности кредитных организаций вопросами, связанными с применением отдельных норм Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части факторов, влияющих на оценку риска клиента в категории «страновой риск».
В полученном ответе Росфинмониторинга высказана следующая позиция.
По вопросу 1 обращения:
По мнению Росфинмониторинга, в рамках реализации Положения № 375-П кредитные организации вправе использовать в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма положения Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560 и принятого в его исполнение постановления Правительства РФ от 07.08.2014 № 778.
Вместе с тем, Росфинмонмониторинг отметил, что при оценке риска клиента в категории «страновой риск» целесообразно принимать во внимание характер применяемых специальных экономических мер в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ, поскольку одно только наличие таких мер без учёта их характера не является исчерпывающим основанием отнесения клиента к высокому риску.
Таким образом, специалисты Росфинмониторинга считают, чтоспециальные экономические меры, связанные с запретом на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются государства, указанные в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 07.08.2014 № 778, прямо не связаны с вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
По вопросу 2 обращения:
Росфинмониторинг сообщает, что повышенные риски ПОД/ФТ отдельных государств следует устанавливать помимо прочего на основании официальных международных источников либо соответствующей информации, которая определяется и опубликовывается в установленном порядке уполномоченным органом. Так, Росфинмониторинг полагает целесообразным при определении рисков ПОД/ФТ обратиться к соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН, разделу «Высокорисковые и несотрудничающие юрисдикции», размещённому на официальной странице Группы разработки финансовых мер борьбы с отмывание денег, информации Управления ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, Комитета по санкциям в отношении Аль-Каиды (Комитет 1267/1989) и другим официальным международным источникам.
В связи с возникающими в деятельности кредитных организаций вопросами, связанными с применением отдельных норм Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части факторов, влияющих на оценку риска клиента в категории «страновой риск».
Текст обращения НСФР: Письмо НСФР Статс-секретарю Заместителю руководителя Федеральной службы по финансовому мониторингу Ливадному П.В. "Об отнесении ряда стран к странам с повышенным риском ПОД/ФТ"
В полученном ответе Росфинмониторинга высказана следующая позиция.
По вопросу 1 обращения:
По мнению Росфинмониторинга, в рамках реализации Положения № 375-П кредитные организации вправе использовать в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма положения Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560 и принятого в его исполнение постановления Правительства РФ от 07.08.2014 № 778.
Вместе с тем, Росфинмонмониторинг отметил, что при оценке риска клиента в категории «страновой риск» целесообразно принимать во внимание характер применяемых специальных экономических мер в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ, поскольку одно только наличие таких мер без учёта их характера не является исчерпывающим основанием отнесения клиента к высокому риску.
Таким образом, специалисты Росфинмониторинга считают, чтоспециальные экономические меры, связанные с запретом на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются государства, указанные в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 07.08.2014 № 778, прямо не связаны с вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
По вопросу 2 обращения:
Росфинмониторинг сообщает, что повышенные риски ПОД/ФТ отдельных государств следует устанавливать помимо прочего на основании официальных международных источников либо соответствующей информации, которая определяется и опубликовывается в установленном порядке уполномоченным органом. Так, Росфинмониторинг полагает целесообразным при определении рисков ПОД/ФТ обратиться к соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН, разделу «Высокорисковые и несотрудничающие юрисдикции», размещённому на официальной странице Группы разработки финансовых мер борьбы с отмывание денег, информации Управления ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН, Комитета по санкциям в отношении Аль-Каиды (Комитет 1267/1989) и другим официальным международным источникам.
Ответ Росфинмониторинга: Ответ Федеральной службы по финансовому мониторингу "Об отнесении ряда стран к странам с повышенным риском ПОД/ФТ"№ 01-01-40/1009