22.06.2020 Банк России поддержал ряд предложений НСФР по ускоренному внедрению онлайн-технологий в финансовом секторе

A A= A+

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о планах реализации принятых мер по поддержке российской экономики в части, касающейся банковского кредитования, состоявшегося 23.04.2020, Правительству Российской Федерации поручено совместно с Банком России разработать и утвердить План мероприятий по ускоренному внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий, предусматривающий обеспечение возможности дистанционного оказания кредитными и иными финансовыми организациями услуг, в том числе услуг, связанных с заключением кредитных договоров, обеспеченных ипотекой, а также с идентификацией клиентов с использованием государственных информационных систем и информационных систем кредитных и иных финансовых организаций, подтверждением согласия граждан на получение указанными организациями информации о них из государственных баз данных.

В этой связи НСФР, совместно с заинтересованными финансовыми организациями, разработал предложения по ускоренному внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий и направил их в Банк России.

В своем ответе, Банк России сообщил о поддержке следующих предложений НСФР.

1. Реализация комплекса мер по совершенствованию взаимодействия финансовых организаций с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

НСФР считает последовательное и постоянное совершенствование механизмов взаимодействия инфраструктуры электронного правительства с финансовыми организациями является одним из ключевых условий для существенного повышения уровня удовлетворенности граждан качеством электронных государственных услуг, а также для обеспечения возможности развития финансовыми организациями новых дистанционных финансовых продуктов.

Одновременно тесное взаимодействие государственных органов и внебюджетных фондов – владельцев сведений с финансовыми организациями как наиболее заинтересованными пользователями информации из государственных информационных систем (ГИС), позволит на постоянной основе осуществлять выверку информации, содержащейся в соответствующих ГИС.

В этой связи НСФР подготовил Концепцию совершенствования взаимодействия финансовых организаций с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Банк России указал, что предложение НСФР будет принято во внимание при подготовке проекта плана по ускоренному внедрению в финансовый сектор онлайн-технологий, предусматривающий обеспечение возможности дистанционного оказания кредитными и иными финансовыми организациями услуг, в том числе услуг, связанных с заключением кредитных договоров, обеспеченных ипотекой, а также с идентификацией клиентов с использованием государственных информационных систем и информационных систем кредитных и иных финансовых организаций.

2. Создание законодательного механизма противодействия подмене абонентских номеров (проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»»).

Законопроект направлен на создание условий для эффективного противодействия мошенничеству с использованием подмены абонентских номеров, защиту прав граждан - абонентов операторов подвижной радиотелефонной связи от спам-рассылок, совершенствование механизмов ценообразования при оказании услуг связи операторами подвижной радиотелефонной связи, в том числе в целях недопущения создания неравных условий конкуренции за счет существенного различия тарифов на идентичные услуги связи (рассылка СМС-сообщений) для различных абонентов.

Банк России поддерживал изложенные предложения применительно к закреплению обязанности операторов связи обеспечить получение абонентом, на чей номер инициируется телефонный вызов, в неизменном виде абонентского номера, выделенного на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов.

3. Урегулирование порядка возврата незаконно списанных денежных средств граждан.

НСФР были сформулированы комплексные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств.

Банк России поддержал предложения в части уточнения порядка приостановления операций по переводу денежных средств с использованием банковских (платежных) карт.

4. Обеспечение возможности проведения упрощенной идентификации с использованием данных водительского удостоверения.

НСФР предложил дополнить перечень дополнительных идентификаторов при проведении упрощенной идентификации номером водительского удостоверения, поскольку данный документ является активно и широко используемым гражданами Российской Федерации (например, при проверке возраста покупателя алкогольной продукции).

Банк России сообщил о поддержке предложения в рамках разрабатываемого Минэкономразвития России совместно с Росфинмониторингом и Банком России законопроекта, предусматривающего возможность проведения упрощенной идентификации клиента – физического лица с использованием данных водительского удостоверения, а также делегирования всеми организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, кредитным организациям проведение идентификации и упрощенной идентификации для проведения любых операций с денежными средствами или иным имуществом.

5. Банк России поддержал предложение НСФР по законодательной отмене обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, устанавливать и проверять достоверность сведений о миграционной карте и документе, подтверждающем их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, при проведении идентификации клиентов - физических лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

6. Банк России поддержал предложения НСФР по устранению технических проблем в работе ФГИС ЕГРН.

7. Банк России концептуально поддержал позицию НСФР по проектe федерального закона № 946734-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»» в части:

– при передаче в банк информации о степени соответствия биометрических персональных данных, имеющихся в ЕБС, биометрическим персональным данным, предоставленным клиентом, в обязательном порядке сообщать банку, кем и каким образом указанные биометрические персональные данные были направлены в ЕБС: при личной явке в банк (к иному квалифицированному субъекту, например, в МФЦ) либо физическим лицом самостоятельно;

– дополнить Законопроект положениями, устанавливающими: а) ответственность физических лиц за достоверность биометрических персональных данных, размещаемых ими в ЕБС; б) механизм корректировки биометрических персональных данных в случае выявления ошибочного (недостоверного) внесения таких данных в ЕБС физическим лицом.

Текст предложений НСФР

Ответ Банка России